Пряжа "козий пух": изделия, отзывы

В Волгоградской, Воронежской и других близлежащих областях Центрального Черноземья и Средней Волги, в сельской местности, жители разводят пуховых коз. В городе Урюпинске Волгоградской области имеется даже памятник козе.

Условно пуховые козы делятся в зависимости от цвета: белые и серые. Название белый говорит само за себя. На козах пух, конечно, не чисто белый, готовые изделия проходят определённую обработку. А вот понятие серый пух подразумевает оттенки от светло-серого до тёмно-коричневого и чёрного. Но обо всем по порядку.

У всех коз шерстяной покров состоит из пуха и ости. Длина ости может быть короче пуха или длиннее его. В ноябре - декабре у коз быстро растёт пух, а где-то в январе - феврале во время их природной линьки начинается вычёсывание пуха. Кстати сказать, качество пуха полностью зависит от питания коз.

Раньше в деревнях старые люди чесали пух руками или специальными гребёнками. Содержание ости при таком способе чёски минимально.

В нынешнее время редко кто будет возиться долго и вычёсывать пух руками. Пух стригут пружинными ножницами или машинкой, получая в результате стрижки целое руно. Естественно, содержание ости при таком способе получения пуха велико. Поэтому при изготовлении изделий из стриженого козьего пуха необходимо выбрать как можно больше ости из него. Это можно будет сделать, когда изделие уже будет готово. Иначе изделие будет «колоться».

Чтобы избавиться от запаха козы и сделать пух шелковистым, его первоначально стирают. Делается это так: в ёмкость наливается тёплая вода, добавляется шампунь или специальное средство «Триалон». Пух погружается в эту ёмкость с водой. Его нужно немного помять руками, но не сильно, а то сваляется. После того как пух полежит в воде и из него выйдет вся грязь и запах, его осторожно вытаскивают и кладут сохнуть на деревянную решётку, при этом хорошо разложив по всей поверхности.

После просушки пух необходимо перечесать. Это возможно сделать ручными чёсками, если пуха немного. Но если его много, то лучше это сделать на специальной машинке. Сейчас разработано и введено в эксплуатацию много видов пухочесальных машин.

Когда пух прочёсан, можно приступать к его прядению. Давно ушли в прошлое «ножные» прялки. Их сейчас можно увидеть разве что в музеях. Существуют много моделей электрических прялок. Пух напрядают на хлопчатобумажную нить. Наконец, пряжа для изготовления пуховых изделий готова. Из неё можно связать любую модель на выбор.


Если это платочные изделия, по желанию их можно распушить. Связанное изделие из пуха может распушиться со временем само. Но это произойдёт не скоро. Так же как для чёски, пряжи пуха, есть машинки и для распушки пуховых изделий. При распушке оно теряет часть ости и становится мягким и приятным к телу.

И наконец, наступает последний этап работы для платочных изделий. Их ещё нужно растянуть на специальных деревянных пяльцах, так как после распушки они немного сваливаются и теряют форму. Для платков изготавливают квадратные пяльцы путём соединения четырёх тонких реек. По каждой рейке через определённое расстояние набиваются небольшие гвоздики. Полотно платка слегка смачивают и края нанизывают на гвоздики, сильно растягивая платок. Если хотят придать форму косынке, то используют треугольные пяльцы. После просушки и снятия изделие приобретает красивую форму и может использоваться по назначению.

Из козьего пуха можно связать носки, варежки, перчатки, платки, косынки, жилетки. При помощи специальных средств пух можно подкрашивать, отбеливать, потом комбинировать при вязке.

В зимнее время года изделия из пуха помогут сохранить тепло вашего тела.

Особенно они пригодятся для жителей Северных районов.

Дорогие друзья! Читатели сайта «Мир Вязания»! Сегодня мы поговорим с вами о настоящем народном промысле – пуховязальном промысле Прихоперского края, который охватывает часть Саратовской, Воронежской и Волгоградской областей, и в гостях у нас моя землячка - настоящий знаток пуховязального дела, мастер – Тамара Григорьевна.

Сейчас уже довольно сложно сказать, кто и когда впервые начал заниматься пуховязальным промыслом, ведь коза – одна из первых одомашненных животных, дающих человеку не только мясо, молоко, но и пух. Однако доподлинно известно, что уже боле 200 лет в Прихоперском крае вяжут изделия из козьего пуха – и еще в недалеком прошлом это занятие было самым распространенным и самым настоящим «народным» промыслом. Практически в каждой семье еще живут воспоминания о бабушке, маме, сестре или тете, которая еще совсем недавно вязала «те самые» пуховые платочки.

Небольшая историческая справка. Лет 200-300 назад земли Прихоперья, некогда никем не заселенные, раздавались за различные заслуги перед Отечеством и просто продавались дворянам и монастырям. Занимая эти земли, новые хозяева привозили с собой крепостных крестьян из различных губерний, которые имели скот, в том числе и коз. Немало переселенцев было и из Воронежской губернии, чьи козы отличались высокой пуховой продуктивностью, впоследствии на их основе была выведена знаменитая придонская порода коз.
Родоначальники Прихоперского пуховязального промысла - наши прабабушки сначала вязали платки, косынки, варежки и носки из козьего пуха только для себя, для родных и близких. В старые времена вязание было испытанием для невест. Перед замужеством девушка должна была, не только научится прясть и вязать, но и продемонстрировать свои умения, связав пуховые подарки жениху и его родне. Позднее на козьем пухе стали зарабатывать и пуховязальный промысел начал развиваться: методом длительной народной селекции совершенствовалась пуховая порода коз, улучшалась технология обработки пуха и прядения, оттачивалось мастерство вязания. Издавна славился Прихопёрский край богатыми ярмарками. С разных уголков страны собирали они купцов. Из всех регионов России, а также из стран ближнего зарубежья ехали сюда купцы за ценным товаром - вязаными изделиями из козьего пуха: платками, шалями, косынками, шарфами, варежками, носками – такими мягкими и очень теплыми.

Тамара Григорьевна, расскажите о себе. Как давно вы занимаетесь пуховязальным промыслом?

Живу я в с. Рассказань, Балашовского района, Саратовской области. Мне 58 лет, на пенсии. Пуховязальным промыслом раньше занимались практически все мои родственники – пряли и вязали из козьего пуха мама, бабушка и далее по женской линии. Родилась и выросла я в деревне, тогда многие держали коз. Всегда пряли пух и вязали для себя, в подарок и на продажу. Спряденный пух, платки и шали возили в город на рынок. Тогда пуха было очень много, платки хорошо раскупались. Сейчас козьим пухом занимаюсь только я одна – держу коз, их у меня 30.

Расскажите о пуховязальном промысле Прихоперского края.

Работа с козьим пухом очень трудоемкая. Начинается она с чески пуха. Для того, чтобы собрать с козы максимальное количество пуха с наименьшим количеством ости (это длинные жесткие волоски), нужно достоверно определить начало линьки козы и вовремя произвести ческу пуха. Линька начинается где-то с середины декабря, но бывает и в январе, феврале. Пробуешь чесать козу, а она еще не готова, приходится ждать. Для платков и шалей подходит только щипаный пух (с чески), ческу с козы делают раз в год. Потом со временем козу стригут, но этот пух уже идет на носки, варежки и пр. Собранный пух перебирается (удаляется загрязнения, «мякиши», сор), тщательно отбирается ость, если пух сильно загрязнен – он стирается и сушится. Потом пух нужно расчесать на ческах, из него убираются короткие волоски, пух становится легким и мягким. Расчесывать пух нужно несколько раз. Затем из пуха в ручную прядется нить. При прядении нужно следить, чтобы толщина нити была равномерной, а сама нить перекручивалась не слишком сильно. Для того чтобы пуховая нить была прочной, ее смешивают с х/б нитью в тон пуха. Пряжа для вязания готова!

А дальше только вручную (пряденый вручную пух, не подходит для вязания на вязальных машинах) вяжется платок. Связанный платок нужно постирать, после этого он распушиться. Наши платки (не паутинки) вяжут в основном простой вязкой, ведь после того, как платок распушится никакого узора в нем не видно, а вот кайму всегда вязали ажурную. Узор каймы передавался из поколения в поколение, а новые узоры можно было подсмотреть на базаре, у других мастериц. Лично я люблю вязать узор ромбик. Вот так и вяжутся наши Прихоперские пуховые платки.

Платки, которые обязательно должны пролезть в обручальное кольцо?

Обручальное кольцо больше подходит для паутинок, они вяжутся из очень тонкой нити. Так проверяется качество оренбургского платка, паутинки. Наши Прихоперские пуховые платки массивнее, в них больше пуха, поэтому они плотнее и теплее. Оренбургским платкам нисколько не уступают по качеству и даже лучше, потому что теплее! Обидно, ведь название «Оренбургский платок» все знают, а про наши платки нет.

Расскажите о ваших козочках. Говорят, что в каждой области свои козы, если козу переселить в другие регионы, она перестает пушиться.

Нет, это не так, во всяком случае, к нашей местности это не относится, у нас морозные зимы. Пушистость козы в основном зависит от корма и ухода. Некоторые кормят коз чем попало, а потом удивляются, почему пуха нет. Я с Дагестана специально привезла пять козлят, прижились и пушатся замечательно (а пух у них просто изумительный!). А козы у меня разные, в основном, наши местные. Я коз всегда для пуха разводила, отбирала коз специально для того, чтобы пух у меня был хороший. Хлопотно с ними, конечно.

Вот пастуха найти не можем, в деревне скота совсем мало стало, живут в основном старики, скотину уже не держат. А раньше коз многие держали, теперь их очень мало осталось. А я к козочкам уже привыкла, всю жизнь пряду, вяжу. Ну как без них! Дети и внуки не хотят продолжать мое ремесло, говорят не рентабельно, а мороки сколько. Да и многие уже перестали, на рынке одна я только и стою с платками, а ведь раньше город был одним из «пуховых» центров всего Прихоперья. Вот так! Пока силы есть, буду вязать, а дальше не знаю, что будет.

Говорят, что в распушенных платках пух быстро линяет, и они могут быть не долговечными.

Если пух спряден как полагается, пух из платка лезть не будет, если только совсем немного вначале носки, когда окончательно вылезут короткие пуховые волоски. А дальше платок будет только пушиться, чем дольше платок носится, тем больше он начинает распушаться. Но платок можно распушить и специально. Я пушу платки естественным образом (на пару), а не с помощью специального аппарата (которому в народе дали название «пушка») применение которого действительно может снизить качество платка. Поэтому мои платки служат долго. Больше скажу, в распушенных платках пух со временем во время носки начнет сворачиваться колечками, что придаст платку еще более богатый вид.

Тамара Григорьевна, расскажите о Прихоперских платках. Чем они так хороши?

Ну что сказать? Душа в них. Энергетика особая. Мягкие, пушистые, теплые очень. Козий пух уникален, подарен нам самой природой. Ну разве может пуховый платок сравниться с чем- нибудь другим? Паутинки белые, пуховые нарядные, палантины - носить, конечно. Платки темные, серые всегда согреют, оденете их под пальто, шубу – никогда не замерзнете. Ну а если заболели простудой или радикулит, остеохандроз - платком как пледом завернетесь, цены ему нет просто! А подарок какой! Долго прослужит.

Прихоперские платки бывают разные, но все они очень пушистые и теплые, из-за пуха местных коз. Наши пуховые платки бывают разных цветов: белые, светло-серые, серые, тёмно-серые, и даже коричневого оттенка. Могут быть распушенными и не распушенными, ажурными и без узора.

Тамара Григорьевна, спасибо вам большое за то, что нашли время и рассказали нам о пуховязальном промысле, об удивительных Прихоперских пуховых платках.

И все-таки, я не удержалась и купила себе пуховый платок.

Почти такой же, какой вязала когда-то моя бабушка. Серенький с колечками, удивительно мягкий и пушистый, казалось бы на первый взгляд не примечательный, но как-то по-особому красивый платок – настоящее пуховое чудо, такое теплое и по-домашнему уютное.

Пуховый платок для пушисто-снежной зимы.

Помнятся мне солнечные июльские дни советской литературы в Оренбуржье. Писатели и поэты, гости нашего края, побывали на неоглядных полях спеющей пшеницы и в студенческих аудиториях, в забоях Тайского медного рудника и в зеленой прохладе заповедного Бузулукского бора, на знаменитом газовом промысле и в заводских цехах Южуралмаша... Вдоль и поперек изъездили землю дважды ордена Ленина Обенбургской области, богатую хлебом и металлом, нефтью и газом, солью и яшмой.
Когда настала пора расставанья, зашел разговор о сувенире. Что приобрести на память о хлебосольной оренбургской земле?

И вдруг, словно сговорившись, все единодушно назвали этот сувенир.

Оренбургский пуховый платок.

Дышала на дворе июльская жара, а от ажурных белых «паутинок», казалось, пахло снегом, январская морозная узорь их радовала глаз, и кто-то уже читал знакомые стихи:
Меня закрывает от старых нападок Пуховый платок твоего снегопада...

Во многих селениях Оренбуржья о пуховом платке говорят как о привычном и обыденном. Да и вязка его не представляет тайны: чуть ли не в каждом сельском доме платки вяжут. На мои расспросы некоторые мастерицы так и отвечали:

— У нас тут всегда платки вязали, и мы теперь вяжем...

— Да что о нем говорить? Всюду он известен, наш красавец. По радио небось каждый день про него поют:

И тебя, моя мама, согреет Оренбургский пуховый платок.

Известен? Привычен?..

Но отчего же тогда всякий раз обновленно светлеет и радуется душа, отчего охватывает тихий трепет нежности и умиления, когда берешь в руки оренбургский ажурный пуховый платок?

По какому праву он навсегда «вселился» в Ленинградский музей этнографии и в павильон ВДНХ, в Москве?

Отчего желанным экспонатом входит в залы международных выставок произведений декоративно-прикладного искусства и изделий народных умельцев? Почему так страстно охотятся за ним заморские щеголихи, а композиторы и поэты слагают о нем песни?
Где истоки этой неветреной славы? Когда и кто впервые начал вязать пуховые платки?..

Начни вот так спрашивать, дознаваться — много вопросов набежит. А где взять ответы?

Вологодское кружево, расписная хохломская утварь, богородская деревянная игрушка, изделия кубачинских златокуз-нецов и мастеров Палеха, абрамцево-кудринская резьба.,. Об этих народных художественных промыслах написано много. Оренбургский пуховый платок, как ни странно, не стал пока предметом серьезных исследований.

Областной бибколлектор и фонды госархива помогли мне поднять, приблизить к себе почти все материалы, в которых так или иначе упоминается о пуховязальном деле в Оренбургском крае.

Пожелтевшие страницы газет, рукописных трудов... Вот отчеты секретаря Оренбургского губернского статистического комитета, выписки из «Трудов Вольного экономического общества», датируемые 1766 годом, полуистлевшая папка с деловыми письмами царских коммерсантов-животноводов, посетивших в разное время Оренбуржье. Любопытны исследования географа и историка Петра Ивановича Рычкова, путевые заметки о пуховязальном промысле Софьи Давыдовой, переписка оренбургского губернатора с чиновниками из Главного управления землеустройства и земледелия России, с министром внутренних дел...

Эти и некоторые другие архивные источники — каждый и все вместе — говорят о том, что оренбургское пуховое козоводство тесно связано с возникновением и ростом пуховязального промысла в крае. Издавна шло так: укреплялся промысел, повышались спрос и цена на козий пух — увеличивалось поголовье коз. И наоборот.

Первые сведения об изделиях из козьего пуха начали появляться еще в конце XVII века, когда русские, закрепившись на Урале, вступили в торговые отношения с местным населением.

Уральских казаков привлекла одежда калмыков и казахов, которые пригоняли на продажу скот и привозили кое-какие продовольственные товары. В лютую стужу и колючий северяк, когда даже русская шуба плохо держала тепло, узкоглазые калмыки гарцевали на своих низкорослых лошадках в легкой с виду одежде из козьих шкур и войлока. Целодневно в степи, под открытым небом...

«Как же они терпят такой холодище собачий в своей скудной одежонке?» — дивились казаки.

Дивились до той поры, пока не обнаружили, что под легкими шубейками у скотоводов теплые поддевки-телогрейки и шарфы, связанные из мягкого шелковистого пуха, начесанного с коз. Возьмешь в руки такой шарф — невесом и неслышен, но укутаешь им шею и плечи —благодать: такое легкое невыдуваемое тепло никакая теплая шуба не подарит. Изделия из пуха казаки стали выменивать на табак и чай...

— А кто, когда придумал коз чесать? — спросил я однажды знатного чабана совхоза «Губерлинский» Габдрашида Хални-язова.

Габдрашид посмотрел на меня снисходительно-добрым взглядом, словно на ребенка, который вдруг решил узнать о том, когда люди стали есть и пить.

— Я всегда, всю жизнь чесал... И дедушка чесал, — скупо сказал Габдрашид как о прописной истине. Потом на его лице появилась виноватая улыбка, в глазах — живой интерес: «Хм... Правда, а кто догадался козу чесать?».

Об этом я справлялся потом у многих чабанов, но толком ответить они не сумели. Вернее сказать, этот вопрос их никогда не занимал, потому что не был для них вопросом. И деды и прадеды коз чесали с той привычкой и необходимостью, с какой пили кумыс и пасли отары.
Но тщательной обработкой пуха не занимались. Зачастую коз не чесали, а стригли. При этом пух смешивался с шерстью. С приходом в казахские и калмыцкие степи русских казаков, проявивших большой интерес к пуховой козе, местное население стало более ценить ее.
А еще существует здесь легенда, рассказывающая о том, что много веков пас чабан коз, брал от них молоко, шерсть, мясо. И невдомек было ему, что главная ценность в оренбургской козе — пух.

Как-то пришли к чабанам-казахам русоволосые усатые казаки, поглядели на отары и говорят: что-де у вас такие козы грязные, лохматые, давайте мы их почешем. Чабаны подивились бескорыстию казаков-добродетелей, разрешили им почесать и увезти с собой очески. На другую весну казаки снова пришли на пастбища и опять за свое: дайте коз почесать. Козоводы догадались, что неспроста казаки к ним ходят. Взамен на пух стали просить табак, ткани... Потом чабаны сами научились чесать пух и возить его в города и станицы. Казаки же собственных коз развели.

Из книги И.С.Уханова «Оренбургский платок».

Оренбургские вязальщицы достигли в своем мастерстве такого совершенства, что их пуховые изделия без труда можно было продернуть сквозь золотое обручальное колечко. Одна из них — НА.Победи-мова отвечала на вопрос писателя И. С. Уханова, как создаются новые узоры для платков, так:

— С детства так пошло. У нас в семье все вязали... А узоров много всяких, и каждая вязальщица их знает...

— Тогда почему платки по красоте разные?

Наталья Андреевна с минуту сидела молча, потом заговорила с улыбкой:

— Даже из одной муки у одной хозяйки — стряпня никудышная, а у другой — объеденье. Так и с узорами. Издавна набор их известен: «снежинка», «глухотинка», «кошачьи лапки», «крупная малинка», «окошечки», «пшенка», «лучики», «деревчики», «змейки» — все и не перечтешь...

Меня в детстве родная тетка многому научила. Настасья Яковлевна Щепкова. Вот мастерица/ Однажды «паутинку» такую связала — сказка! Пять аршин в ширину и столь же в длину. И платок этот в скорлупу гусиного яйца уместила. Вот что вытворяла, милая. Мне до нее — куда! Хоть и дипломов мне много надавали, а вот кабы люди взглянули на платки тетки Настасьи — какой же диплом ей бы преподнести?!

Наталья Андреевна помолчала, разглаживая на коленях пуховый шарфик, с грустинкой продолжала:

— Давно тетка Настасья померла. Но кое-что мне оставила, многое у нее я переняла... Бывало, в крещенские морозы сядем у окна, а на стекле — такое диво: тут и елочки, трилистники, гребешки, веерочки. Всякие росписи, перевити. Толкает меня тетка Настасья под бок: дескать, гляди, примечай, успей запомнить, не то взыграется солнышко и смоет эдакую красоту. Иль вон снежинка. Прилепится к одежде, шустренькая, мохнатенькая, вся в лучиках да узорах. Дыхни на нее — пропала. Капля водички. Летом для глаза тоже много всякой радости. Видали, облака на зорьке такой каемочкой обвяжутся, позолотятся, замрешь глядючи?.. И все же-таки у нас, пуховниц, в основе готовые узоры. Издавна из рук в руки они передаются, многим знакомы.
Понял я со слов Победимовой, что пух и узоры для вязальщиц — те же краски и палитра для художников. Краски есть у всех, а талантливых полотен не столь уж много.

Итак, вы решили связать пуховый платок. Это несложно, если у вас есть определенные навыки вязания: то есть вы умеете вязать лицевыми и изнаночными петлями, делать накиды, знаете, что такое кромочные петли и т.д. Кроме того, вам будут необходимы некоторые приспособления для обработки пуха. Это электрическая прялка (рис. 1), х/б нити — белые для белого пуха и серые — для серого, две щетки для расчесывания пуха (рис. 2), пяльцы для растягивания уже готового платка (рис. 3). Пяльцы несложно изготовить в домашних условиях. В простейшем виде они имеют вид квадратной рамки, изготовленной из деревянных реек, на которые набиваются гвоздики из нержавеющей стали. Для удобства гвоздики можно изогнуть в виде крючков. На них вы будете закреплять зубцы связанного платка.

Для белого платка средней величины необходимо 200—250 граммов пуха. Пух моют в теплой воде с каким-либо шампунем. Если шампуня нет, в воде растворяют стиральный порошок. Не бросайте в воду сразу весь купленный пух. Отделяйте его небольшими кусочками и мойте, не сжимая и не выкручивая, а расправляя в воде. Вымыв и прополоскав пух, расчешите его щетками и напрядите на тонкую х/б нить. Таким образом вы получите готовую к вязанию пряжу. Облегчить себе задачу можно, купив уже готовые пуховые нити.