Развитие логического мышления у дошкольников титульник. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр. Усвоение сенсорных эталонов

дипломная работа

1.2 Особенности формирования операций логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

В рамках культурно-исторической теории высших психических функций Л.С. Выготского проблема мышления рассматривается как проблема умственного развития ребенка. Отстаивая формулу «выведение индивидуального из социального».

Л.С. Выготский писал: «Все высшие психические функции суть интериоризованные отношения социального порядка… Их состав, генетическая структура, способ действия - одним словом, вся их природа социальна…». Мышление формируется и развивается на протяжении детства под влиянием условий жизни и воспитания. Формирование и развитие мышления у детей происходит не само собой, не стихийно. Им руководят взрослые, воспитывая и обучая ребенка. Опираясь на опыт, имеющийся у ребенка, взрослые передают ему знания, сообщают ему понятия, до которых он не смог бы додуматься самостоятельно, и которые сложились в результате трудового опыта и научных исследований многих поколений.

Под влиянием взрослых ребенок усваивает не только отдельные понятия, но и выработанные человечеством логические формы, правила мышления, истинность которых проверена многовековой общественной практикой. Подражая взрослым и следуя их указаниям, ребенок постепенно приучается правильно строить суждения, правильно соотносить их друг с другом, делать обоснованные выводы.

Область познаваемых дошкольником предметов и явлений окружающей действительности значительно расширяется. Она выходит за пределы того, что происходит дома или в детском саду, и охватывает более широкий круг явлений природы и общественной жизни, с которыми ребенок знакомится на прогулках, во время экскурсий или же из рассказов взрослых, из прочитанной ему книги и т. д.

Развитие мышления ребенка-дошкольника неразрывно связано с развитием его речи, с обучением его родному языку.

В умственном воспитании дошкольника все большую роль играют наряду с наглядным показом словесные указания и объяснения родителей и воспитателей, касающиеся не только того, что ребенок воспринимает в данный момент, но и предметов и явлений, о которых ребенок впервые узнает при помощи слова.

Необходимо, однако, иметь в виду, что словесные объяснения и указания понимаются ребенком (а не усваиваются механически) лишь в том случае, если они подкрепляются его практическим опытом, если они находят опору в непосредственном восприятии тех предметов и явлений, о которых говорит воспитатель, либо в представлениях ранее воспринимавшихся, сходных предметов и явлений.

Здесь необходимо помнить указание И. П. Павлова относительно того, что вторая сигнальная система, составляющая физиологическую основу мышления, успешно функционирует и развивается лишь в тесном взаимодействии с первой сигнальной системой.

В дошкольном возрасте дети могут усвоить известные сведения о физических явлениях (превращение воды в лед и, наоборот, плавание тел и т. д.), познакомиться также с жизнью растений и животных (прорастание семян, рост растений, жизнь и повадки животных), узнать простейшие факты общественной жизни (некоторые виды труда людей).

Дошкольник начинает интересоваться внутренними свойствами вещей, скрытыми причинами тех или иных явлений. Эта особенность мышления дошкольника ярко обнаруживается в бесконечных вопросах--«почему?», «зачем?», «отчего?», которые он задает взрослым.

Е. Кошевая, описывая детство Олега, рассказывает о бесчисленных вопросах, которыми он засыпал своего деда: «Дедусь, а почему пшеничный колосок такой большой, а ржаной -- меньше? Почему ласточки на провода садятся? Думают, длинные ветки, да? А почему у лягушки четыре ноги, а у курицы -- две?»

В пределах известного ему круга явлений дошкольник может понять некоторые зависимости между явлениями: причины, лежащие в основе простейших физических явлений («Банка легкая, потому что она пустая», - говорит шестилетний Ваня); процессы развития, лежащие в основе жизни растений и животных (пятилетняя Маня прячет косточку съеденного персика: «Я посажу ее в вазон, и вырастет персиковое дерево», - говорит она); общественные цели человеческих действий («Водитель троллейбуса быстро едет, чтобы дяди и тети на работу не опоздали», - говорит пятилетний Петя).

В связи с изменением в дошкольном возрасте содержания детского мышления изменяется и его форма. Если у преддошкольника, как уже говорилось ранее, мыслительные процессы неразрывно связаны с внешними предметными действиями, то у дошкольника эти процессы приобретают относительную самостоятельность и начинают при определенных условиях предварять практическую деятельность.

Внутри практической деятельности дошкольника выделяются и приобретают относительную самостоятельность особые внутренние мыслительные процессы, которые предвосхищают и определяют выполнение внешних предметных действий, направленных на достижение требуемого практического результата.

Формирование у ребенка качественно нового мышления связано с освоением мыслительных операций. В дошкольном возрасте они интенсивно развиваются и начинают выступать в качестве способов умственной деятельности. В основе всех мыслительных операций лежат анализ и синтез. Дошкольник сравнивает объекты по более многочисленным признакам, чем ребенок в раннем детстве. Он замечает даже незначительное сходство между внешними признаками предметов и выражает различия в слове.

Правильно относя к группе плодов яблоко, грушу, сливы и т. д., дошкольник на вопрос, что такое плод, отвечает не общим положением (плод - это часть растения, состоящая из семени, и т. д.), а описанием какого-нибудь конкретного, ему известного плода. Например, он говорит: «Это, как груша. Его можно есть, а в середине косточки, их сажают в землю, и вырастает дерево».

У дошкольника изменяется характер обобщений. Дети постепенно переходят от оперирования внешними признаками к раскрытию объективно более существенных для предмета признаков. Более высокий уровень обобщения позволяет ребенку освоить операцию классификации, которая предполагает отнесение объекта к группе на основе видо-родовых признаков. Развитие умения классифицировать предметы связано с освоением обобщающих слов, расширением представлений и знаний об окружающем и умением выделять в предмете существенные признаки. Причем, чем ближе предметы к личному опыту дошкольника, тем более точное обобщение он делает. Ребенок, прежде всего, выделяет группы предметов, с которыми он активно взаимодействует: игрушки, мебель, посуду, одежду. С возрастом возникает дифференциация смежных классификационных групп: дикие и домашние животные, чайная и столовая посуда, зимующие и перелетные птицы.

Младшие и средние дошкольники выделение классификационных групп нередко мотивируют совпадением внешних признаков («Диван и кресло вместе, потому что стоят в комнате») или на основе использования назначения предметов («их едят», «их на себя надевают»). Старшие дошкольники не только знают обобщающие слова, но и, опираясь на них, правильно мотивируют выделение классификационных групп.

Если знаний о предмете не хватает, то ребенок снова начинает опираться в классификации на внешние, несущественные признаки.

Развитие мыслительных операций приводит к формированию дедуктивного мышления у ребенка, под которым понимается умение согласовывать свои суждения друг с другом и не впадать в противоречия. Первоначально ребенок, хотя и оперирует общим положением, обосновать его не может или дает случайные обоснования. Постепенно он переходит к правильным выводам.

Несмотря на то, что в дошкольном детстве мышление носит ярко выраженный наглядно-образный характер, на протяжении этого возрастного периода интенсивно развивается способность к обобщению.

Дошкольники обобщают предметы и явления по существенным признакам, отвлекаясь от менее существенных, второстепенны

Наблюдая за развитием понимания различного рода явлений, можно видеть, как ребенок на протяжении дошкольного возраста переходит от обобщений по внешнему, случайному сходству между предметами к обобщениям по более существенным признакам.

В качестве более существенных признаков дошкольники часто выделяют назначение предметов, способ их употребления в быту и трудовой деятельности людей. На вопрос: «Что такое лошадь?» -- дошкольник отвечает: «Это чтобы на ней ездить». На вопрос: «Что такое лопата?» он отвечает: «Это чтобы ею копать».

К концу дошкольного возраста ребенок может усвоить не только видовые, но и родовые понятия, соотнося их определенным образом друг с другом.

Так, ребенок не только всех собак различного цвета, размера и формы называет собаками, но и всех собак, кошек, лошадей, коров, овец и т. п. относит к группе животных, т. е. делает обобщение второго порядка, усваивает более общие понятия. Он также может сравнивать, сопоставлять между собой не только конкретные предметы, но и понятия. Например, старший дошкольник может рассуждать по поводу того, какое различие существует между дикими и домашними животными, между растениями и животными и т. д.

Воспитатель знакомит ребенка с окружающей действительностью, сообщает ему ряд элементарных знаний о явлениях природы и общественной жизни, без чего развитие мышления было бы невозможно.

Обучая детей-дошкольников, необходимо учитывать их возрастные особенности -- ограниченность жизненного опыта и конкретный, наглядно-образный характер мышления. Следует подкреплять даваемые ребенку словесные объяснения и указания показом наглядного материала, и по возможности обеспечить практические и игровые действия с этим материалом.

Вместе с тем, исходя из наличного уровня развития мышления детей, воспитатель должен вести их вперед, учить их анализировать и синтезировать наблюдаемые предметы, выделять в этих предметах существенные признаки и обобщать на этой основе свой жизненный опыт.

Необходимой предпосылкой развития мышления ребенка является обогащение его опыта, сообщение ему новых знаний и умений. Однако следует указать, что простое запоминание отдельных фактов, пассивное усвоение сообщаемых знаний еще не может обеспечить правильного развития детского мышления.

Для того чтобы ребенок начал мыслить, перед ним необходимо поставить новую задачу, в процессе решения которой он мог бы использовать приобретенные ранее знания применительно к новым обстоятельствам.

Большое значение в умственном воспитании ребенка приобретает, поэтому организация игр и занятий, которые развивали бы у ребенка умственные интересы, ставили перед ним определенные познавательные задачи, заставляли самостоятельно производить определенные умственные операции для достижения нужного результата. Этому служат вопросы, задаваемые воспитателем во время занятий, прогулок и экскурсий, дидактические игры, носящие познавательный характер, всякого рода загадки и головоломки, специально предназначенные для стимуляции умственной активности ребенка.

У детей дошкольного возраста происходит интенсивное развитие мышления. Ребенок приобретает ряд новых знаний об окружающей действительности, научается анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать свои наблюдения, т.е. производить простейшие умственные операции

Арифметические задачи как средство развития у детей логического мышления

Интегрированные занятия как условие формирования толерантных качеств детей старшего дошкольного возраста

С самого рождения ребенок включается в систему социальных связей и приобретает определенный социальный опыт, который усваивается на протяжении всего детства и является доминирующей стороной в развитии личности...

Логико-математические дидактические игры в работе со старшими дошкольниками

Народная сказка, как средство формирования дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста

В старшем дошкольном возрасте расширяются возможности нравственного воспитания. Это многом обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере...

Проблемы формирования логического мышления детей младшего школьного возраста

Прежде чем рассмотреть формирование логического мышления у детей младшего школьного возраста, определим, что такое мышление как познавательный процесс. Мышление - опосредованное и обобщенное отражение существенных...

Мышление - вид интеллектуальной деятельности, процесс решения задач, связанный с открытием человеком нового знания для себя . Мышление - процесс познавательной деятельности индивида...

Психолого-педагогические условия развития мышления детей старшего дошкольного возраста

В философии термин "условие" трактуется как категория, выражающая отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может; условия составляют ту среду, обстановку, в которой явление возникает...

Психолого-педагогические условия развития мышления детей старшего дошкольного возраста

Безусловно, что развитие ребенка должно происходить в определённых условиях, в определенной среде. Важным педагогическим условием развития мышления детей является развивающая среда...

Развитие логического мышления младших школьников в процессе рисования с натуры

Прежде чем рассмотреть развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста, определим, что такое мышление как психофизиологический процесс в целом. Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями...

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей...

Роль отца в формировании личности детей старшего дошкольного возраста

Развитие человека - очень сложный, длительный и противоречивый процесс. Изменение в нашем организме происходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно меняются физические данные и духовный мир человека в детском возрасте...

Этические беседы как метод формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о поведенческой культуре

По утверждению И.Н. Курочкиной в содержании поведенческой культуры дошкольников можно условно выделить следующие компоненты: - культура деятельности; - культура общения; - культурно-гигиенические навыки и привычки . Е.А. Алябьева считает...

«Я мыслю, значит – существую!» - сказал когда-то великий философ и ученый Декарт, и с ним нельзя не согласиться. Ведь небольшого труда стоит объяснить ребенку, как писать и считать, складывать и вычитать. А вот научить мыслить – задача намного более сложная. Родителям важно понять, что их малыши нуждаются не только во вкусной пище, ласке и внимании. Необходимо также «подкармливать» мозг ребенка, ведь чем раньше начать развивать логическое мышление у детей, тем больше шансов вырастить их успешными. К сведению, подавляющее большинство добившихся признания людей стали таковыми не столько из-за хорошего образования или выгодных связей, сколько благодаря полезной привычке работать головой и нестандартно думать.

Логическое мышление у детей дошкольного возраста

Способность отделять значимое от несущественного, находить общее и приходить к определенным выводам, уметь доказывать и опровергать, быть вдумчивым и основательным – вот что значит логическое мышление. На протяжении жизни человек не единожды пользуется этим качеством, тем не менее большинство людей в наше время думают шаблонно и не стремятся развивать логику. А ведь ее нужно тренировать, причем делать это следует с самого раннего возраста. Важно только знать, по каким правилам осуществляется развитие логического мышления у детей, а также понимать принцип действия этих правил.

Совсем маленькие детки еще не могут думать абстрактно. Для них характерно наглядно-действенное, а чуть позже – наглядно-образное мышление. Все, что им нужно, – это трогать и видеть, они «думают руками».

В старшем дошкольном возрасте у детей развивается словесно-логическое мышление. Этот этап считается вершиной развития, с этого момента логика совершенствуется на протяжении всей последующей жизни. Для ребенка перестает быть важным созерцание или ощупывание того, о чем он думает или говорит. Со временем, уже став взрослым, он научится оценивать задачи, поставленные перед ним, а также ставить цели, планировать и искать способы решения проблем.

Методика развития логического мышления у детей

Начинать заниматься развитием логического мышления у детей можно уже с двухлетнего возраста. Обычно в этот период малыш уже делает первые попытки в понимании простейших причинно-следственных связей. Главное, что следует при этом помнить: действовать нужно совершенно необременительно для ребенка, используя игры и разговоры. Понятно, что ведущая роль в беседе будет поначалу принадлежать взрослому: «Почему так светло в комнате? Правильно! Солнышко светит в окно!», «А кто это у нас во дворе кукарекает? Точно, петушок». Если кроха начнет добавлять что-то свое и делиться собственным мнением, это будет означать, что он принял правила игры и с удовольствием включился в нее.

С 3-4-летним малышом, который уже знает основные цвета и геометрические фигуры, можно попробовать поиграть в «угадайку». Причем загадывать можно не только свойства предметов, но и их признаки (например, огурец может быть длинным, зеленым, свежим и т. д.). В этом возрасте детям огромную радость доставляет решение задачек по сортировке чего-либо, сходного по одному признаку (размер, форма, цвет). Также можно начинать обучать малыша сравнению вещей. Вначале проще определить, чем они между собой отличаются, а потом уже искать что-то общее. В этот период для детей очень важны игры с конструкторами и мозаикой. При создании объемных построек или картинок у них формируется способность к обобщению.

Для развития логического мышления у детей дошкольного возраста задания все более усложняются. Например, можно заняться разгадыванием загадок, собиранием пазлов, анализом пословиц и поговорок. Во время объяснения чего-либо желательно обращать внимание малыша на конкретные слова, определения и понятия; учить подбирать для них синонимы и антонимы (предварительно, конечно, рассказав о значениях этих терминов). Все это благотворно сказывается на мыслительных процессах и развитии логики.

Наряду с упражнениями в пределах математических понятий (больше-меньше, классификация по возрастанию-убыванию, убрать лишнее), полезными будут занятия по усовершенствованию речи. В старшем дошкольном возрасте ребенок способен постигать достаточно сложные причинно-следственные связи. К примеру, можно вместе обсудить прочитанную книгу или что-нибудь увиденное, давая возможность малышу самостоятельно сделать выводы.

Всему свое время

Все приведенные выше методики, несомненно, очень полезны для развития логического мышления у детей. Естественно, для их реализации необходимо приложить немалые усилия. Но ведь любая, даже самая трудная задача, если к ее решению подойти творчески, легко выполнима. Главное – понимать ключевые законы логического мышления:

  • Развивать логику можно всегда, и будучи совсем крохой, и уже имея за плечами немалый жизненный опыт;
  • Для каждого уровня мыслительной деятельности существуют определенные упражнения, не нужно перепрыгивать через ступени, какими бы примитивными и банальными эти задачки ни казались. Не стоит, к примеру, от маленького карапуза с его наглядным мышлением требовать каких-то сложных умозаключений;
  • Ни в коем случае не нужно разделять логику и творчество. Ведь гармоничное развитие мыслительных способностей невозможно без фантазии и воображения. Только комплексные занятия сформируют полноценную интеллектуальную силу человека.

Подводя итог, хочется сказать: чтобы добиться успеха в воспитании ребенка разносторонней личностью с развитым логическим мышлением, стоит выбирать те игры и занятия, которые ему нравится. Вряд ли скучные упражнения принесут много пользы, да и смысла в этом нет - можно же приобретать новые знания и при этом получать удовольствие. Удачи!

Дошкольный возраст – период, когда создается база, фундамент для полноценного психического развития ребенка в старшем возрасте. Чтобы малыш испытывал интерес к познанию нового, не боялся трудностей, умел их преодолевать, необходимо позаботиться о всестороннем развитии дошкольника. Особенно следует внимательно отнестись к развитию логического мышления ребенка.

Развитие логического мышления

Дети уже в раннем дошкольном возрасте сталкиваются с многообразием размеров, форм, цвета предметов, находящихся вокруг. Восприятие окружающего мира идет без специальной подготовки. Однако, если усвоение происходит интуитивно, оно чаще всего бывает неполноценным, поверхностным.

Развитие логики и мышления является неотъемлемой частью успешной подготовки ребенка к школе и его гармоничного развития.

Старший дошкольный возраст знаменуется началом появления знаково-символической функции сознания. Этот период обретает важность в целом для умственного развития, для формирования готовности к школьному обучению.

Для обозначения предметов, последовательностей, множеств принято использовать знаковую символику, с чем и знакомят детей в период подготовки к школе. Малыши активно ее принимают.

Особенно, если такие модели придумывать сообща, акцентируя внимание на использовании обозначений не только словами, но и графически (например, в одну группу предметов попадают не только прямоугольники, но и другие фигуры, у которых 4 угла, делается акцент на число “4”).

Родителям для развития логического мышления ребенка

Дошкольник, который умеет пользоваться логическими операциями, обречен на успешное обучение, отсутствие проблем в познавательной сфере, так как интеллектуальный уровень поможет справиться с трудностями.

Если вы хотите помочь ребенку быть благополучным, советуем воспользоваться следующими развивающими заданиями. Они превратят ваше общение в веселую и полезную игру.

Чтобы начать занятия с ребенком, не обязательно иметь педагогическое образование.

Устные игры

Игры со словами – простые, доступные, не требующие особой подготовки, могут проводиться в любом удобном месте. Такие задания развивают кругозор, уточняют, обогащают словарный запас. Выбирайте те, которые учат находить аналогии, обобщать, классифицировать предметы и явления по группам, проводить логические связи.

  • Придумать новую концовку для известной сказки;
  • Сочинить историю, стихи сообща, то есть один начинает, другой по смыслу продолжает;
  • Поиграть в «разгадалки»: родитель загадывает предмет, объект или явление и предлагает ребёнку отгадать его, используя вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет»;
  • Поиграть в «верю - не верю». Вы произносите утверждение, например, «Все собаки породистые» или «Груша – это дерево». Ребенок отвечает, верное ли данное предложение. Если ответы и решения спорные, тем лучше, есть возможность поразмыслить и прийти к ответу, рассуждая логически.

Игра “Ассоциации” (развиваем словесно – логическое мышление)

Задание: подобрать подходящее слово к указанному по определенному признаку, соответствующему тому, который присутствует в предыдущей паре, объяснить свой выбор.

Например, птица – гнездо, человек – ?. Птица живет в гнезде, значит, к слову “человек” подберем слово, обозначающее жилье, – “дом”.

  • Глухой – песня, слепой – … (картина);
  • Самолет – летчик, автобус – … (водитель);
  • Лето – кепка, зима – … (шапка);
  • Половник – кастрюля, ложка – … (бокал, стакан);
  • Ложка – суп, вилка – … (салат, картофель, мясо, вермишель) и др.

Игра «Назови одним словом» (развиваем логические операции классификации, обобщения)

Задание: представленную группу слов необходимо назвать одним обобщающим словом, объяснить свое решение.

  • Кисель, компот, чай, морс (напитки);
  • Микроволновая печь, пылесос, фен, хлебопечка;
  • Гнездо, дупло, нора, муравейник;
  • Велосипед, самокат, самолет, мотоцикл;
  • Пекарь, экскурсовод, швея, продавец и др.

Игры с использованием карточек, бумаги, ручки

Дошкольникам нравятся игры с использованием ярких картинок. Необходимо этим воспользоваться, применив не только карточки, но и ручку с бумагой. Предложенные идеи можно дополнить своими, усложнив или упростив по своему усмотрению.

  • Используйте игры на сравнение и группировку предметов;
  • Применяйте готовые головоломки со спичками;
  • Составляйте связные рассказы по сюжетным картинкам. Полезно будет в начале предложить их ребенку в неправильной последовательности;
  • Проходите лабиринты, спасая героев, разгадывайте ребусы и головоломки на бумаге.

Настольные игры

Красочные коробки с наборами рисунков, правилами, фигурками привлекают не только дошкольников, но и их родителей. Вечер, проведенный в тесном семейном кругу, полезен как для общения с домашними, так и для развития маленького непоседы. Лото, морской бой, шахматы – классические игры, проверенные временем.

Это занятия, которые всегда будут актуальными, подходят для семейного отдыха. Они учат красиво побеждать и принимать поражения, получать удовольствие от общения и процесса игры.

Кроме того, фишки и картинки из настольных игр можно использовать для обучения. Рассмотрим несколько способов.

  • Предлагайте дошкольнику узнать предметы с закрытыми глазами, на ощупь;
  • Располагайте предметы по определенному алгоритму. Например, составляйте из них последовательности: возрастающую, убывающую, по цветам, размеру, форме;
  • Изучайте с помощью домино и тримино счёт, сложение и вычитание.

Заключение

Развивать и тренировать логическое мышление в дошкольном возрасте можно и нужно разными способами. Важно, чтобы развитие познавательных способностей осуществлялось не спонтанно, а целенаправленно. Основная задача родителей – отыскивать и предлагать ребёнку интересные дидактические игры, развивающие задания или другие интересные форматы занятий, которые будут стимулировать развитие ребёнка в правильном направлении.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста – один из этапов подготовки ребенка к предстоящему обучению. От того насколько будет развито логическое мышление малыша, его память, умение анализировать, сравнивать, конкретизировать и обобщать, зависит то, насколько легко будет ему осваивать новые знания в школе, и применять их в дальнейшем на практике.

Что такое мышление

Мышление – это процесс, во время выполнения которого человек решает поставленную перед ним задачу. В результате мышления появляется мысль, выраженная в словах. Чем лучше развита речь ребенка, тем более внятно он может выразить свои мысли. Мышление помогает малышу осваивать новые знания, поэтому большое внимание уделяется его развитию.

Виды мышления

Педагоги-психологи различают три вида мышления у детей:

  • Наглядно-действенное , когда процесс мышления у ребенка протекает с помощью действия над предметом, присуще малышам раннего возраста.
  • Наглядно-образное , когда процесс мышления у ребенка протекает с помощью предметов, явлений и представлений, свойственно детям дошкольного возраста.
  • Словесно-логическое , когда процесс мышления происходит в уме ребенка с помощью понятий, слов, рассуждений, характерно для детей старшего дошкольного возраста.

В основном у детей дошкольного возраста развиты первые два вида мышления. Развитие логического мышления происходит на основе образного. Если у малыша хорошо развиты все виды мышления, ему намного легче решать поставленные перед ним задачи. Поэтому очень важно проводить с ребенком регулярные занятия по развитию логического мышления. Главными и основными признаками логического мышления у детей являются: умение рассуждать, анализировать, сравнивать, классифицировать предметы, умение аргументировать свою точку зрения, выделять основные признаки из второстепенных, устанавливать причинно-следственные связи, развивать нестандартность мышления.

Обучение и развитие логического мышления ребенка должно проходить с помощью соответствующих его возрасту игр. Ведь все дети любят играть, а в силах взрослого сделать игры содержательными и полезными. В процессе игры малыш может закрепить полученные ранее знания и приобрести новые навыки, умения, что стимулирует развитие его умственных способностей. В ходе игры формируются такие личностные качества как самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Исходя из этого, педагоги-психологи разрабатывают специальные игры для развития логического мышления. Обычно это лабиринты, смекалки, головоломки, дидактические игры.

Игры, способствующие развитию мышления

Кто, что любит? Взрослый подбирает картинки с нарисованными животными и пищей, которой они питаются. Затем он раскладывает картинки перед ребенком, отдельно с изображением пищи, отдельно с животными, и предлагает малышу «накормить» животных.

Назови одним словом. Ребенку говорят слова, объединенные общим признаком, а затем просят назвать эти слова одним словом. Например: слива, банан, яблоко, лимон – фрукты; волк, медведь, заяц, лиса – дикие животные. Когда ребенок освоит эту игру, ее можно будет немного видоизменить: взрослый говорит обобщающее слово, а малыш должен назвать предметы, которые к нему относятся. Например: птицы – воробьи, голуби, синицы.

Классификация . Взрослый дает ребенку набор картинок, на которых изображены различные предметы. Затем просит малыша внимательно их рассмотреть и разложить на группы по какому-либо признаку.

Найди лишнюю картинку . Взрослый подбирает картинки так, чтобы три из них можно было объединить в группу по общему признаку, а четвертая была бы лишняя. Далее надо предложить ребенку отыскать лишнюю картинку, при этом малыш должен объяснить свой выбор и сказать, что общего в картинках, которые он выделил в группу.

Найди лишнее слово . Взрослый читает малышу серию слов, а затем спрашивает, какое слово лишнее. Например: сосна, дуб, земляника, береза; секунда, лето, минута, час; отважный, смелый, злой, храбрый.

Чередование. Предложите ребенку нанизать, раскрасить или нарисовать бусы. Обратите внимание малыша на то, что бусинки должны чередоваться по цвету или в какой-либо другой последовательности. Используя тот же принцип можно сложить забор из разноцветных палочек.

Слова противоположные по смыслу . Предложите ребенку игру, в которой взрослый будет говорить ему слово, а малыш должен в ответ сказать слово противоположное по значению, например: маленький – большой, глупый – умный, ленивый – трудолюбивый.

Бывает – не бывает . Взрослый называет ребенку какую-нибудь ситуацию и кидает ему мяч. Если такая ситуация бывает, то малыш ловит мяч, а если нет, то отбивает его. Можно предлагать примерно такие ситуации: туфли стеклянные, кошка хочет есть, дом пошел гулять, папа ушел на работу.

Сравнение понятий и предметов . Малыш должен иметь представление о предметах, которые он будет сравнивать. Взрослый спрашивает «Ты видел бабочку? А муху?», после получения утвердительных ответов он задает следующие вопросы: «Чем отличается бабочка от мухи? Чем они похожи?». Ребенок 6-7 лет уже должен уметь сравнивать предметы: находить в них общие черты и различия по существенным признакам. Для примера пары слов для сравнения: деревня и город, драка и шалость, скрипка и пианино, молоток и топор.

людмила головашина
Развитие логического мышления у детей в дошкольном возрасте

Развитие логического мышления у детей в дошкольном возрасте .

Логика – это форма мышления , отражающая предметы и явления в их существенных признаках.

Признаками могут быть свойства предмета, которые объединяют или отделяют предметы один от другого. Иными словами, признаки – это свойства предметов, в которых они сходны между собой или различаются.

Любой предмет имеет множество, целый комплекс определяющих его признаков. Такие признаки могут определять свойства только этого предмета и быть единичными или отражать характерные черты целого ряда предметов. Такие признаки называются общими. Для подтверждения этих слов можно привести следующий пример : каждый человек имеет ряд характеризующих его признаков, часть из которых характеризуют только его. Это черты лица, телосложение, походка, мимика, а также признаки, определяемые представителями правоохранительных органов как «особые приметы» , и иные броские признаки. Другие признаки характеризуют целую общность людей, выделяют эту общность из совокупности других общностей. К таким признакам можно отнести профессию, национальность, социальную принадлежность и т. п. Нередко ребенок не справляется с простыми, на первый взгляд, логическими задачами и это очень беспокоит родителей. Например, большинство детей старшего дошкольного возраста не могут правильно ответить на вопрос о том, чего больше : геометрических фигур или кругов, даже если у них в руках картинка, на которой нарисованы геометрические фигуры - много кругов и несколько квадратов. Дети отвечают, что больше кругов. В подобных случаях они основывают свои ответы на том, что видят собственными глазами. Их подводит образное мышление , а логическими рассуждениями дети к пяти годам еще не владеют.

Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей и необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению.

Логическое мышление это умение оперировать абстрактными понятиями, это управляемое мышление , это умение проводить простейшие логические операции : определение понятий, сравнение, обобщение, классификацию, суждение, умозаключение, доказательство.

Чем хорошо логическое мышление ? Тем, что оно приводит к правильному решению без помощи интуиции и опыта!

Делая ошибки и учась на них мы овладеваем правилами логического мышления и пользуемся ими каждый день.

Итак, логика изучает пути к истине!

Поэтому, одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума , формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Большим плюсом в развитии ребенка является его обучение логическому мышлению . Именно благодаря логике можно обосновать многие жизненные явления, объяснить абстрактные понятия, научить ребенка отстаивать свою точку зрения. Посредством логики строятся сложные математические теоремы простейшие житейские суждения. Она помогает здраво оценивать мир и окружающих, понимать весь сложный процесс течения времени под названием «жизнь» .

Всем известно, как дети любят рассуждать, стараясь казаться взрослыми. Но любой взрослый человек с легкостью отметит погрешности в рассуждениях ребенка, и прежде всего эти недочеты будут связаны с неточностью логического строя мысли . Преодолеть эту слабую сторону вы сможете, используя логические игры . Начав тренировать свое мышление с самого раннего детства, ребенок к началу своего обучения в школе будет значительно опережать в развитии своих сверстников .

Итак, работа с детьми по развитию элементов логического мышления включается во все основные структуры педагогического процесса :

Учебные занятия;

Организацию совместной деятельности с детьми;

Предоставление детям возможности для свободной самостоятельной деятельность.

Эффективность развития логического мышления дошкольников возрастает , если в качестве средств обучения выступают наглядные модели, знакомство с которыми следует начинать уже в младшей и средней группах. Общая способность к наглядному моделированию развивается с помощью моделирования сериационных и классификационных отношений с использованием моделей в форме кругов Эйлера, логических блоков Дьенеша , палочек Кюизенера. Кроме этого существует много дидактических игр, направленных на формирование логического мышления детей дошкольного возраста .

Играть в логические игры полезно в любом возрасте . Поэтому не стоит ставить какие – то конкретные возрастные рамки для участников игры.

Вот несколько из них.

На развитие смекалки : «Кто позвал?»

Игра для маленьких. Сущность игры заключается в том, чтобы по голосу определить кто сказал слово.

На понимание : «Чей след»

Рисуются следы животных и людей, угадать, чьи следы.

На развитие художественно – образного мышления :

«Фигуры» На что похожи геометрические фигуры?

«Тень» - по тени определить, от какого она предмета.

Игры на интуицию : «Дорисовки»

Дорисовать фигуру.

«Слова» закончить стихотворение. Используйте произведения Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Агнии Барто.

Игры на развитие внимания : «Что лишнее?» , «Найди отличия» .

В эти логические игры можно играть , как в детском саду, так и дома вместе с родителями.