Попустительский стиль примеры. Нейтральный (попустительский) стиль. От чего зависит величина конформности человека

Последнее обновление: 16/07/2015

Психологов, изучающих развитие, уже давно интересует влияние, которые на развитие ребёнка оказывают родители. Тем не менее, определить фактическую причинно-следственную связь между конкретными действиями родителей и поведением детей позже в жизни очень сложно. Некоторые дети, выросшие в разных условиях, впоследствии проявляли поразительно схожие черты. И наоборот, дети, которые росли в одних и тех же условиях, демонстрировали разные, даже противоречащие друг другу качества.

Несмотря на эту проблему, исследователи обнаружили убедительные доказательства существования этой связи между применяемым родителями стилем воспитания и воздействием, которое он оказывает на ребёнка. В начале 1960-х годов психолог Диана Баумринд провела исследование, в котором приняли участие более 100 детей дошкольного возраста. Через наблюдение, беседы с родителями и другие методы исследования, она определила четыре важных аспекта воспитания:

  • дисциплинарная стратегия;
  • тепло и забота;
  • стиль общения;
  • ожидание взрослости и способности контролировать себя.

Четыре стиля воспитания

Основываясь на этих факторах, Баумринд предположила, что большинство родителей придерживаются одного из трёх стилей воспитания. Позднее исследователи Маккоби и Мартин добавили к ним ещё один (1983).

Авторитарный стиль

При этом стиле воспитания дети должны следовать строгим правилам, установленным родителями. Их несоблюдение приводит, как правило, к наказанию. Авторитарные родители не склонны объяснить причины, лежащие в основе этих правил. Если попросить прокомментировать запрет, авторитарный родитель может запросто ответить: «Потому что я так сказал». Эти родители предъявляют высокие требования, при этом не склонны отвечать на потребности своих детей.

Авторитетный стиль

Как и авторитарные родители, родители с авторитетным стилем воспитания устанавливают правила и принципы, которым их дети должны следовать. Тем не менее, этот стиль воспитания гораздо более демократичен. Авторитетные родители реагируют на потребности своих детей и готовы выслушать их вопросы. Когда дети не отвечают их ожиданиям, эти родители вместо наказания склонны их прощать.

Баумринд предполагает, что эти родители устанавливают чёткие стандарты поведения для своих детей. Эти стандарты носят напористый, но ненавязчивый характер - и не ограничивают их свободу. Их методы установления дисциплины поддерживают, а не карают. Они хотят, чтобы их дети были настойчивыми и ответственными, могли сами себя контролировать и помогать другим «(1991).

Либеральный стиль

Либеральные родители очень мало требований предъявляют к своим детям. К наказаниям эти родители прибегают редко, потому что они не склонны ожидать от ребёнка самостоятельности суждения и самоконтроля. По мнению Баумринд, родители, выбирающие этот стиль, «склонны давать, чем требовать. Они придерживаются нетрадиционных и мягких методов воспитания, не требуют от детей зрелого поведения и самостоятельности, склонны избегать конфронтации» (1991).

Либеральные родители, как правило, близко общаются своими детьми, часто ребенок воспринимает такого родителя скорее как друга.

Попустительский (индифферентный)

Индифферентный стиль воспитания характеризует практическое отсутствие требований, реакции на потребности ребенка и близкого общения с ним. Эти родители удовлетворяют основные потребности ребенка, тем не менее они, как правило, далеки от его жизни. В самом крайнем случае они вообще отказываются от своих обязательств перед ребёнком.

Влияние стиля воспитания на развитие ребёнка

Какой эффект эти стили оказывают, в конечном итоге, на развитие ребенка? В дополнение к первоначальному исследованию Баумринд учёные организовали ещё несколько экспериментов, которые позволили им сделать некоторые выводы о влиянии стиля воспитания на детей.

  • Авторитарный стили воспитания приводит, как правило, к тому, что дети вырастают послушными и умными, но в большинстве своем не могут похвастаться ни счастливым детством, ни социальной компетентностью, ни высокой самооценкой.
  • Авторитетный стиль, по мнению специалистов, больше способствует тому, что своё детство ребёнок будет считать счастливым; он делает детей способными и успешными (Маккоби, 1992).
  • Либеральный стиль воспитание часто выливается в низкую степень самоконтроля. У таких детей часто возникают проблемы с субординацией;в школе они обычно демонстрируют плохую успеваемость.
  • Попустительский стиль формирует у ребёнка недостатки, которые проявляются практически во всех областях жизни. Этим детям, как правило, не хватает самообладания, они обладают низкой самооценкой и компетентностью по сравнению со своими сверстниками.

Почему же именно авторитетный стиль воспитания обладает неоспоримыми преимуществами перед остальными? «Во-первых, когда дети считают просьбы своих родителей справедливыми и разумными, они, скорее всего, будут их выполнять», - поясняют авторы Хоккенбери и Хоккенбери в одной из своих работ. - «Во-вторых, дети скорее усваивают причины вести себя определённым образом, и, таким образом, достигают самоконтроля».

Чем отличаются стили воспитания друг от друга?

Узнав о влиянии стилей воспитания на развитие ребенка, вы можете задаться вопросом: почему бы всем родителям просто не взять и не перестроиться на авторитетный стиль воспитания. Ведь он ведёт к счастью, уверенности в себе, самостоятельности и т.д. Каковы причины выбора того ли иного стиля?

К факторам, определяющим предпочтения родителей относят культуру,их собственные качества, размер семьи, происхождение, социально-экономический статус, уровень образования и религию.

Естественно, стили воспитания в отдельных семьях часто смешиваются, образуя уникальное сочетание. Например, мать может демонстрировать авторитарный стиль, в то время как отец будет предпочитать более либеральный подход. Для того, чтобы выработать согласованный подход к воспитанию детей, важно, чтобы родители научились сотрудничать, гармонично сочетая различные элементы собственных уникальных стилей воспитания.

Ограничения и критика

Существуют, однако, некоторые важные ограничения, о которых следует сказать. Сам факт существования связи между стилями воспитания и поведением на основе корреляционного исследования был установлен, однако до сих пор учёные не могут окончательные установить ее характер. Они нашли много свидетельств тому, что что определённый стиль воспитания может быть связан с конкретной моделью поведения, нельзя забывать и роли, которую играют и другие важные переменные - например, темперамент ребенка.

Исследователи отмечают также, что корреляция между стилями воспитания и поведением иногда носит в лучшем случае слабый характер. Очень часто ребёнок не оправдывает родительских ожиданий или не соответствует представлениям специалистов: родители, придерживающиеся авторитетного стиля, получают ребёнка с вызывающим поведением или склонностью к преступному поведению, тогда как либерально или даже попустительски настроенные родители - детей, уверенных в себе и успешных во всех отношениях.

«Универсального или лучшего стиля воспитания просто не существует», - пишет Дуглас Бернштейн в своей книге «Основы психологии». - «Так, авторитетный стиль, который связывают с положительными результатами в европейских семьях, никак не связан с хорошей успеваемостью среди представителей других рас».

Выводы

Уже давно доказано, что различные стили воспитания приводят к различными результатам. Тем не менее, огромное значение имеют и другие факторы: культура, детские представления о правильном воспитании или социальное воздействие.


Есть что сказать? Оставть комментарий!.

Либеральный стиль воспитания

«Либеральный стиль (невмешательство) воспитания характеризуется отсутствием активного участия педагога в управлении процессом обучения и воспитания. Многие, даже важные дела и проблемы фактически могут решаться без его активного участия и руководства с его стороны. Такой педагог постоянно ожидает указаний «сверху», являясь фактически передаточным звеном между взрослыми и детьми, руководителем и подчиненными. Для выполнения какой-либо работы ему нередко приходится уговаривать своих воспитанников. Он решает в основном те вопросы, которые назревают сами, контролируя работу воспитанника, его поведение от случая к случаю. В целом такой педагог отличается низкой требовательностью и слабой ответственностью за результаты воспитания.»

Попустительский стиль воспитания

«Попустительский стиль воспитания характеризуется своего рода «равнодушием» (чаще всего, неосознанным) со стороны педагога в отношении развития, динамики учебных достижений или уровня воспитанности своих воспитанников. Это возможно либо от очень большой любви воспитателя к ребенку, либо от идеи полной свободы ребенка везде и во всем, либо от бездушия и равнодушия к судьбе ребенка и т. п. Но в любом случае такой педагог ориентируется на удовлетворение любых интересов детей, не задумываясь над возможными последствиями их поступков, не ставя перспектив личностного развития. Главный принцип в деятельности и поведении такого педагога -- не препятствовать любым действиям ребенка как и удовлетворять его любые желания и потребности, возможно, даже в ущерб не только себе, но и ребенку, например, его здоровью и развитию духовности, интеллекта.»

«На практике ни один из приведенных стилей у педагога не может проявляться в «чистом виде». Также очевидно, что применение только демократического стиля не всегда бывает эффективным. Поэтому для анализа практики воспитателя чаще применяют так называемые смешанные стили: авторитарно-демократический, либерально-демократический и пр. Каждый педагог может применять разные стили в зависимости от ситуаций и обстоятельств, однако многолетняя практика формирует индивидуальный стиль воспитания, который относительно стабилен, обладает незначительной динамикой и может совершенствоваться в различных направлениях. Смена же стиля, например переход от авторитарного к демократическому, является радикальным событием, ибо каждый стиль основывается на особенностях характера и личности педагога, и его смена может сопровождаться серьезной психологической «ломкой» человека.» [ 12 с.53 ]

Таким образом, существует четыре основных стиля воспитания. А именно: авторитарный, либеральный, попустительский и демократический. Авторитарное воспитание - это такой стиль воспитания, в котором предусматривается подчинение воспитанника воле воспитателя. Либеральное воспитание - стиль воспитания, в котором практически отсутствует активное участие педагога в управлении процессом обучения и воспитания. Попустительский стиль воспитания это стиль, в котором педагог равнодушен (чаще неосознанно) в отношении развития ребенка. Демократическое воспитание - это воспитание в котором распределены полномочия между педагогом и воспитанником в отношении проблем обучения, досуга и интересов.


Воспитание детей является не легкой задачей для родителей, и Вы как родитель, должны найти правильный стиль воспитания, который подходит для ваших детей. Есть много теорий и советов как воспитывать ребенка, что бы он вырос и был ответственным и нравственно здоровым человеком. Одним из сложных аспектов воспитания является поиск стиля воспитания, а так же согласование его эффективности в паре с родителем. Существуют различные стили воспитания, и попустительский стиль является одним из наиболее спорных. У него есть много плюсов, так же как и минусов.

Так что же такое попустительский стиль воспитания? Попустительский стиль, так же известный как снисходительный или дозволительный, несет в себе воспитание детей таким образом, что не какие требования им не предъявляются. Родители реагируют на желания детей и проводят с ними время, но они не контролируют их и не учат вести себя соответствующим образом. Попустительский стиль воспитания противоположность тому виду воспитания, где родители строги и требуют выполнение четких правил от своих детей. Достоинством попустительского стиля является то, что дети вырастают независимыми и могут принимать собственные решения в жизни. Так же существует вероятность того, что они станут испорченными ребятишками и будут пресекать все виды власти. Здесь мы обсудим в деталях й стиль воспитания, его достоинства и недостатки.

Характеристика.
Попустительский стиль воспитания является стилем, где нет четких границ установленных для поведения ребенка. Родители лелеют ребенка с любовью и вниманием, но не упрекают его за неисправное поведение. Они не наказывают ребенка за любые проступки и правонарушения, они так же не исправляют поведение ребенка. Такие родители твердо убеждены, что ребенок должен делать свой собственный выбор, и как родители, они должны полностью поддерживать такое решение.

Эффекты попустительского стиля.
Одним из самых негативных последствий такого стиля в том, что ребенок становится слишком испорченным из-за чрезмерной снисходительности своих родителей. Ребенок не понимает, что правильно и не правильно, а его либеральные родители не объясняют ему этого. Дети такого стиля воспитания думают что весь мир будет относится к ним так же как и родители и это несет в себе последствия в будущем ребенка. Кроме того, такие дети склонны к истерике и ведут себя возмутительным образом, когда не получают того, чего они хотят. Так же подростки с таким стилем воспитания могут воспользоваться своими мягкими родителями и заниматься анти общественной деятельностью.

В основном попустительский стиль подходит для детей застенчивых, замкнутых в себе. И этот стиль воспитания дает им возможность роста как личности, с формированием своего характера и собственным мнением. Однако такой стиль не будет эффективен для трудных и мятежных детей. Они станут манипуляторами и будут брать от своих родителей то, что захотят.
Это все что касается попустительского стиля воспитания. После прочтения об этом стиле, вы должны понять, что это не самый лучший способ воспитывать детей. Многие родители, которые начинают следовать этому стилю, могут делать это потому, что они сами были воспитаны в очень строгой окружающей среде и хотят компенсировать это на своих детях. Не зависимо от причин, принятие такого стиля воспитания не является идеальным способом для воспитания ребенка. Как родитель вы должны не только проявлять любовь к своему ребенку, но и научить его жизни, отличать правильное от неправильного.

Демократический стиль

Формальная сторона Содержательная сторона

Деловые, краткие распоряжения Дела и группе планируются заранее (во всем их

Запреты без снисхождения, с угрозой объеме)

Четкий язык, неприветливый тон Определяются лишь непосредственные

дальние – неизвестны

Эмоции не принимаются в расчет

Показ приемов – не система

Позиция лидера – вне группы

Инструкции в форме предложений Мероприятия планируются не заранее, а в группе

Не сухая речь, а товарищеский тон За реализацию предложений отвечают все

Похвала и порицание – с советами Все разделы работы не только предлагаются,

Распоряжения и запреты – но и обсуждаются

с дискуссиями

Позиция лидера – внутри группы

Тон – конвенциональный Дела в группе идут сами собой

Отсутствие похвалы, порицаний Лидер не дает указаний

Никакого сотрудничества Разделы работы складываются из отдельных

Позиция лидера – незаметно интересов или исходят от нового лидера

в стороне от группы

Феномен «групповое давление»

Групповое давление

Феномен группового давления получил в социальной психологии наименование феномена конформизма (от лат. conformis - подобный, сообразный). Он состоит в наличии конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодолением конфликта в пользу группы.

Само слово "конформизм" имеет в обычном языке совершенно определенное содержание и означает "приспособленчество". На уровне обыденного сознания феномен конформизма давно зафиксирован в сказке Андерсена о голом короле. Поэтому в повседневной речи понятие приобретает некоторый негативный оттенок, что крайне вредит исследованиям, особенно если они ведутся на прикладном уровне. Дело усугубляется еще и тем, что понятие "конформизм" приобрело специфический негативный оттенок в политике как символ соглашательства и примиренчества. Чтобы как-то развести эти различные значения, в социально-психологической литературе чаще говорят не о конформизме, а о конформности или конформном поведении, имея в виду чисто психологическую характеристику позиции индивида относительно позиции группы, принятие или отвержение им определенного стандарта, мнения, свойственного группе, меру подчинения индивида групповому давлению

Конформность (от лат. – подобный, сообразный) – податливость человека, реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.

Различают внешнюю (публичную) и внутреннюю (личную) конформность.



Внешняя конформность представляет собой демонстративное подчинение навязываемому мнению группы с целью заслужить одобрение или избежать порицания, а возможно, и более жестких санкций со стороны входящих в группу лиц: вторая – действительное преобразование индивидуальных установок в результате внутреннего принятия позиции окружающих, оцениваемой как более обоснованная и объективная, чем собственная точка зрения.

Внутренняя конформность , как правило, сопровождается внешней, которая, напротив, отнюдь не всегда предполагает личностное согласие с поневоле соблюдаемыми групповыми нормами. При всех различиях обе формы конформности близки в том, что служат специфическим способом разрешения осознанного конфликта между личным и доминирующим в группе мнением в пользу последнего: зависимость человека от группы вынуждает искать подлинного или мнимого согласия с ней, подстраивать свое поведение под кажущиеся чуждыми или непривычными эталоны Особой разновидностью той же зависимости является негативизм (нонконформизм) – стремление во что бы то ни стало поступать вопреки позиции господствующего большинства, любой ценой и во всех случаях утверждать противоположную точку зрения.

Особый интерес вызывают известные эксперименты Соломона Аша , посвященные эффектам группового давления, осуществленных в 1951 г. Эксперименты эти считаются классическими, несмотря на то, что они подверглись весьма серьезной критике. Остановимся на их более подробном описании.

Группе студентов предлагалось определить длину предъявляемой линии. Для этого каждому давались две карточки - в левую и правую руки. На карточке в левой руке был изображен один отрезок прямой, на карточке в правой руке - три отрезка, причем лишь один из них по длине равный отрезку на левой карточке. Испытуемым предлагалось определить, который из отрезков правой карточки равен по длине отрезку, изображенному на левой карточке. Разница составляла от двух до четырех сантиметров. Когда задание выполнялось индивидуально, все решали задачу верно.

Смысл эксперимента состоял в том, чтобы выявить давление группы на мнение индивидов методом "подставной группы". Экспериментатор заранее вступал в сговор со всеми участниками эксперимента, кроме одного ("наивного субъекта").

Суть сговора состояла в том, что при последовательном предъявлении всем членам "подставной" группы отрезка левой карточки они давали заведомо неправильный ответ, называя этот отрезок равным более короткому или более длинному отрезку правой карточки. Последним отвечал "наивный субъект", и было важно выяснить, устоит ли он в собственном мнении (которое в первой серии при индивидуальном решении было правильным) или поддастся давлению группы.

Так, испытуемый сталкивался с противостоянием двух сил: очевидности своих чувств и единодушным мнением группы коллег . К тому же он должен объявить о своих взглядах публично, в присутствии большинства, которое также высказывало свое мнение вслух.

Проинструктированное большинство время от времени давало правильные ответы, чтобы испытуемый не заподозрил сговор против него. (Только в редких случаях испытуемый действительно проявлял подозрительность. Когда это происходило, эксперимент останавливался и результат не учитывался.) Каждая серия состояла из 18 опытов, в 12 из них большинство (подсадные участники) давало ложные ответы.

Испытуемые могли выбрать : действовать ли независимо, отвергая мнение большинства, либо согласиться с большинством, не прислушиваясь к собственным чувствам. Из 123 испытуемых, прошедших через тест, многие согласились с мнением большинства. Хотя в обычных условиях испытуемые, сравнивая линии, делают менее 1% ошибок, но под давлением группы находившиеся в меньшинстве участники в 36,8% случаев изменяли своему восприятию в пользу вводящего в заблуждение, ошибочного мнения большинства.

В некоторых экспериментах испытуемый получал поддержку правильно отвечающего партнера - либо другого испытуемого, который не знал о предварительном соглашении группы, либо участника эксперимента, которого проинструктировали давать все время правильные ответы.

Присутствие партнера, поддерживавшего независимого одиночку, значительно ослабляло влияние большинства . Число не соответствующих истине ответов испытуемого уменьшалось в четыре раза по сравнению с количеством неправильных ответов, имевших место при давлении единодушного большинства. Даже самые слабые личности уже не вели себя так послушно, как раньше. Наиболее интересной оказалась реакция на партнера. В целом испытуемый проявлял к нему чувство теплоты и близости: партнер внушал ему уверенность. И испытуемый не сомневался в независимости мнения партнера.

От чего зависит величина конформности человека?

1. Прежде всего, от значимости для него высказываемого мнения . Чем оно важнее лично для него, тем ниже уровень конформности.

3. Конформность зависит и от количества членов группы , высказывающих позицию, от их единодушия. Вероятность конформности возрастает с увеличением численности группы и достигает максимума в присутствии 5-8 человек. Особенно ярко феномен конформизма работает, когда на человека оказывает давление групповое большинство, и оно единодушно в своих убеждениях.

4. Возраст (конформное поведение чаще проявляется в молодом и старческом возрасте) и пол (женщины в целом более конформны, чем мужчины).

5. Социальный статус (люди с более высоким статусом менее подвержены групповому давлению).

6. Психическое и физическое состояние (плохое самочувствие, усталость, психическая напряженность усиливают проявление конформности). Хотя если говорить о подростках и старшеклассниках, то они склонны демонстрировать конформизм в общении с группой сверстников (очень сильным является желание "быть как все"), и негативизм - в общении с взрослыми. Учитывая это, желательно как можно реже ставить подростка в ситуацию группового давления со стороны взрослых или класса, если они не является для него источником норм и ценностей. В старшем школьном возрасте возрастает вероятность независимых решений, однако конформность в общении со значимой группой сверстников или взрослых еще очень велика (например, различные юношеские преступные группы).

Посейте поступок - пожнете привычку,
посейте привычку - пожнете характер,
посейте характер — пожнете судьбу.
У. Теккерей

Каждая историческая эпоха характеризуется своими стилями воспитания. Это зависит от того, в каком типе личности заинтересовано общество. Вопросу изучения стилей воспитания в разные исторические эпохи уделяли большое внимание многие ученые. Среди них Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж Ж. Руссо и др.

Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношения родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.

Современный классный руководитель должен знать стили семейного воспитания достаточно хорошо. Эти знания позволят ему определить, как складываются отношения в семье ребенка, какие методы используют родители, для наказания и поощрения, какие нравственные ценности формирует семья, как относятся родители к ребенку.

В психологической литературе выделяют следующие стили семейного воспитания: попустительский, состязательный, рассудительный, предупредительный, контролирующий, сочувствующий, гармоничный.

Стили семейного воспитания формируются под воздействием объективных и субъективных факторов и генетических особенностей родителей и ребенка. На выбор стиля семейного воспитания оказывают влияние:

  • типы темпераментов родителей, их совместимость;
  • традиции семей, в которых воспитывались сами родители;
  • научно-педагогическая литература, которую читают родители;
  • уровень образования родителей.

Попустительский стиль семейного воспитания.

Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи:
«Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
И ей зеркальце в ответ:
«Ты прекрасна — спору нет!»
А. С. Пушкин

Родители с самого раннего возраста предоставляют ребенку полную бесконтрольную свободу действий. Взрослые в таких семьях очень часто заняты собой, своими делами, друзьями, работой. Их мало волнует душевное состояние ребенка, они безразличны к его потребностям и запросам. А иногда просто не считают нужным обращать на них внимание.

Непоследовательно и неумело родители используют методы наказания и поощрения. Они могут наказать ребенка и тут же поощрить его, лишь бы он только не расстраивался и при этом не мешал родителям. Главный метод воспитания в такой семье - кнут и пряник. Родители строят свои взаимоотношения с ребенком таким образом, что непроизвольно культивируют у ребенка поиск наиболее выгодных форм взаимодействия с окружающими, стимулируя проявление у детей таких качеств, как угодничество, лесть, подхалимаж. Родители постоянно демонстрируют ребенку образцы двуличного отношения с окружающими: друзьями, соседями, родственниками. В таких семьях при детях обсуждают других людей, а по мере взросления ребенка — вместе с ним. Дети рано постигают науку выгоды: выгодные люди, выгодные взаимоотношения, выгодные для семьи решения проблем. В выборе форм поведения в таких семьях ребенок свободен, но в обществе других людей от него требуют формального прилюдного соблюдения правил приличия. У таких детей много тайн, которые им нужно хранить за семью печатями, а это значит, что они должны быть все время настороже. Даже интеллектуальную деятельность своих детей родители в таких семьях стимулируют для того, чтобы извлечь из нее максимальную выгоду. В результате такого воспитания формируется конформный социально-психологический тип личности.

Младшие школьники конформного типа в детской среде часто слывут ябедами, подхалимами, подлизами. Такие учащиеся любят хвастаться, не умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Младшие школьники такого типа не любят ни умственный, ни физический труд. Эта тенденция проявляется во все возрастные периоды жизни. Дети такого типа во время урока очень быстро устают и стараются под любыми предлогами увильнуть от работы. Часто такие учащиеся недобросовестно относятся к поручениям учителя и к различным обязанностям. Для таких учащихся нередко не существует запретов и нравственных норм. Уже в младшем школьном возрасте они не настроены на учебную деятельность, но при этом их интересует конечный результат - отметка.

Такие учащиеся могут проявлять самоуверенность, граничащую с хамством. Это начинает обнаруживаться в младшем школьном возрасте, но ярко проявляется - в старшем. В первую очередь, это касается самих родителей, когда ребенок-старшеклассник начинает им хамить, не обращая внимания на реакцию взрослых. В характере этих детей с раннего детства проявляется такое качество, как умение обещать, но невыполнение обещаний.

Учащиеся конформного типа не требовательны к себе, но требовательны к другим. Педагоги, работающие с такими учащимися, должны знать, что их мало интересует процесс учения. Но они всегда готовы требовать от педагогов лучшую отметку любой ценой. Такие учащиеся плохо реагируют на любую критику в свой адрес, но при этом у них всегда кто-то виноват. Однако педагоги должны помнить, что если такому ребенку что-то выгодно, то он может быть очень целеустремленным и инициативным. Интересны для педагогов результаты исследований психологов, которые говорят о том, что у учащихся конформного типа при поступлении в школу часто проявляется низкий интеллектуальный показатель, который может улучшиться на последующих ступенях обучения.

Учащиеся конформного типа не умеют бескорыстно дружить, им трудно вживаться в детский коллектив, потому что им хочется быть все время на виду и, если такого не происходит, они готовы обвинять в своих проблемах всех, но не себя. Зачастую манера поведения таких учащихся приводит к конфликтным ситуациям, ими же спровоцированным. В ходе психологических консультаций нередко родители говорят о том, что в классе ребенка не любят, ему не дают проявить себя, в классе ничего интересного не проводится, классный руководитель не уделяет внимания коллективу учащихся. На самом же деле ребенок сам игнорирует и отвергает предложения педагога и класса, резко критикует все, что делается в коллективе, взамен не предлагая ничего.

Родители, в свою очередь, не утруждают себя тем, чтобы разобраться в ситуации, и полностью доверяют своему ребенку. Они стараются все время подчеркивать достоинства своего ребенка, даже к недостаткам относятся с любовью и умилением. Расхожая фраза таких родителей: «Я сам таким был, однако вырос хорошим человеком».

Занимаясь воспитанием таких учащихся, классный руководитель должен обратить самое серьезное внимание на сотрудничество с родителями. Их необходимо привлекать к общению со сверстниками их ребенка, приглашать на встречи с педагогами, даже если в этом нет острой необходимости, на праздники класса, в походы. Они должны видеть своего ребенка в общении со сверстниками, сравнивать его поведение с поведением других детей. Привлечение таких родителей к участию в работе родительского комитета, попечительского совета позволит им другими глазами посмотреть на своего ребенка и изменить мир взаимоотношений в своей семье.

Классный руководитель таких учащихся должен:

  • сразу же вникать в любую конфликтную ситуацию, связанную с поведением ребенка, не оставлять ее решение на «потом»;
  • обсуждать с учеником конфликтную ситуацию наедине;
  • давать ученику возможность проявить себя, показать свои способности в классном коллективе;
  • создавать такие ситуации, в которых ученик сможет объективно сравнивать свое поведение и поведение сверстников;
  • проводить консультации для таких родителей с привлечением ‘ специалистов;
  • привлекать родителей к участию в родительских собраниях с целью демонстрации положительного опыта воспитания детей в других семьях.