Почему животных называют нашими младшими братьями. Кто наши братья меньшие: люди или животные? Введение в тему занятия

Животное-значит живое, многие называют их«братья наши меньшие».Почему братья? Да, ведь они такие же как мы.Всё слышат и всё понимают, говорят животные не способны разговаривать, но если так, что тогда «МЯУ»,«ГАВ» и все подобные звуки? Нет, это не просто звуки, так они общаются с нами.Эти милые созданья больше чем просто комок шерсти.

Вот например котики и кошечки обладают удивительной способностью, когда вам плохо эти мягкие, пушистые создания приходят и ложится к вам на колени, начинает мурлыкать и мяукать, когда гладишь своего котёнка понимаешь, что ты не один, даже если рядом нет людей и сразу становится легче на душе...

Но к сожалению люди часто бывают жестоки с животными.Недавно я прочитала историю про кота, очень задело, поэтому хочу рассказать её вам.Мальчик описывает историю из своей жизни:«А у нас во дворе жил кот.Обычный, беспородный, только жизнь его здорово потрепала, как и людей.Когда-то он потерял часть хвоста-остался лишь короткий обрубок.Левое ухо было порвано, сросталось плохо.Один глаз из-за шрама не открывался, а только щурился.На самом деле кот этот был добрый.На людей не злился, хотя люди его не жаловали.И звали его-Уродом.Не Ваской, не Брсиком, а Уродом.Да впрочем, глядел он страшно, сам понимаешь.А он может и понимал, что слово оскорбительное, да на людей не обижался».Некоторые события я пропускаю «Сосед натравил на кота собак, убежать или залезть на дерево он не мог из-за больной лапы».Когда мальчик увидел кота он лежал в луже крови и умурал.Мальчик взял Урода и бережно принёс ео домой.«Урод вдруг попытался замурлыкать, он не хрипел и не выл, а пытался мурлыкать».Кот умер у мальчика на коленях.Мальчику было жалко Урода, он сидел с ним на коленях и долго плакал… Задумайтесь! Как иногда мы бываем жестоки с животными, а может и не только с животными… Как частомы обижаем их, как издеваемся над ними, а может и не только над ними!

Вот ещё одна история, уже из моей жизни.Моя семья спасла уже трёх котов, в разное время, конечно.Cемь лет назад когда я с мамой шла из школыя увидела маленького котёночка.Был конец сентября, холодно.Мы взяли его домой, помыли, оставили его жить у себя, хотя сначала папа был против, но потом привык.И сейчас Рыжик живёт с нами стал жирным, красивым котом, не известно, что было бы с ним если бы не люди...

В том же году, только уже в январе.У нас в подъезде сидел кот, у него не было одной лапки, только торчали кости-остатки от неё.Нам стало его жалко и мы оставили его себе, причём иницеатором был папа.Сейчас ксожалению Сильвера уже нет, в прошлом году в мае он пропал… А в июне или июле прошлого года, точно не помню.Папа с моим маленьким братиком гуляли и увидели маленького котёнка-кошечку, увидели! Это сейчас я так пишу об этом, они не увидели, а спасли её отверной смерти.Папа рассказывал, что она сидела на дороге и прямо на неё ехал автобус, водитель видеть её не мог она маленькая, а автобус грамозский.Папа стоял чуть в стороне от дороги и махал руками, его водитель увидел и остановился, так кошечка осталась жива.Это хороший пример не только любви к животным, но и помощи слабому, несмотря ни на какие обстоятельства, тогда папе было всё равно как он выглядил и, что о нём подумают люди, ему главное было спасти кошечку.Потом они привезли её к нам домой, сначала мы хотели нати ей хозяев, но получилось так, что она осталась с нами.Так на какие же мысли наталкивают все эти истории? Разница между людьми? Думаю, нет, изночально все люди равны, нокаждый должен выбирать свой путь, от этого выбора будет зависеть вся жизнь человека.Но если вы уже в чём-то ошиблись-это не конец, не катастрофа! Каждый может измениться, главное понять свои ошибки и попытаться их исправить, если это возможно, но а если нет, хотя бы не повторять их.Только ли о животных идёт речь? Конечно нет, часто мы относимся также и друг к другу.

Задумайся об этом и постарайся не делать плохо! Но, уж, решать, что такоехорошо и, что такое плохо, каждый должен сам для себя, а другие могут только помогать вам в этом решении, направлять.


На днях власти США приняли достаточно необычное решение, официально позволив использовать обезьян для помощи людям с ограниченными возможностями. И сегодня мы расскажем про то, как разные животные уже помогают Человеку по мере своих возможностей.

Животные-поводыри: лошади и собаки



Самыми известными животными-помощниками человека являются, конечно же, собаки-поводыри. Их с самого раннего возраста обучают навыкам, которые позволят быть верным и надежным спутником слепому хозяину. Такие собаки зачастую лучше ориентируются в окружающем мире, чем многие люди – они разбираются в цветах светофора, максимально аккуратны и заботливы.

Считается, что впервые собак стали использовать для помощи слепым людям еще во времена Средневековья, но только в первой половине двадцатого века этим стали заниматься на серьезной основе и школы поводырей открылись по всему миру. Лучшими породами для данной функции считаются лабрадоры-ретриверы, ротвейлеры, немецкие овчарки и ризеншнауцеры.


Однако не только собаки могут выступать поводырями для слепых людей. В последнее время в качестве таких помощников стали использовать и лошадей. Конечно, речь не идет об арабских или орловских скакунах. Ведь существует особая миниатюрная порода этих непарнокопытных животных, имеющая рост в холке до 86 сантиметров. Все большую популярность в качестве поводырей они завоевывают благодаря высоким умственным способностям, спокойному характеру и меньшему количеству реакций на внешние ситуации.

Дельфины на помощь рыбакам



В бразильском городе Лагуна уже много десятилетий существует удивительный симбиоз между местными рыбаками и живущими в океане дельфинами. Каждое утро последние приплывают к берегу и показывают людям, где именно следует устанавливать сети для того, чтобы поймать как можно больше рыбы. Если морские млекопитающие не появляются, рыбаки вообще не выходят на рыбалку, значит, они гарантированно ничего сегодня не поймают.

Никто не может точно сказать, когда и каким образом появилось это невероятное сотрудничество между людьми и дельфинами. Ученые спорят, по каким причинам это выгодно самим морским обитателям. Существует предположение, что рыбацкие лодки пугают самых крупных рыб, которые, уплывая от опасности, не попадают в сети, зато достаются самим дельфинам, стоящим на чеку.

Боевые дельфины-диверсанты



А в Советском Союзе дельфины стали грозными боевыми единицами в охране морских границ. На базе Севастопольского океанариума была создана школа дельфинов-диверсантов, которые легко могли при помощи эхолокации обнаружить подводные мины, потерянные на дне торпеды и даже перехватить шпиона-лазутчика, пытающегося пробраться в СССР.

Вот только не удалось научить дельфинов убивать шпионов при помощи смертельных инъекций и выступать в качестве живой торпеды, неся на себе боевой заряд. Эти китообразные отказывались выплывать на подобные задания. Поразительно умные и гуманные животные!

Схожая школа подводных диверсантов существует уже много десятилетий и в Соединенных Штатах Америки. Однако там обучают военному делу не только дельфинов, но и морских львов.

HeroRAT – крысы-герои, которые спасают человеческие жизни



Надо сказать, что общественное мнение не благоволит крысам, и даже само их название в некоторых языках служит ругательством. Тем не менее, эти грызуны в раздираемой гражданскими войнами Африке выполняю очень важную для Человечества и человечности функцию – в рамках программы HeroRAT их обучают обнаруживать и обезвреживать противопехотные мины, чаще всего, ценой собственных жизней.

Змеиный массаж



Другими животными, к которым Человек издавна относится исключительно негативно, являются змеи. Однако со временем люди научились и их использовать себе на благо. К примеру, уже много столетий ядовитые пресмыкающиеся являются источником яда для противоядий. А сейчас некоторые из них превращены человеком и в массажистов. Рассказывают, что подобный вид релакса максимально расслабляет и успокаивает того, кто им воспользовался.

Конечно, в данном случае используются не ядовитые змеи. Ведь далеко не все их виды опасны для человека. Но все равно перебороть свой страх перед этим животным – дорогого стоит. А потому змеи в данном случае выступают не только массажистами, но и психотерапевтами, помогающими своим «пациентам» бороться с фобиями.

Дельфинотерапия



Еще одними замечательными психологами являются уже упомянутые в данном обзоре дельфины. Даже соответствующий вид медико-психологической реабилитация появился – дельфинотерапия. Считается, что общение с этими животными, плавание с ними в бассейне и даже сам издаваемый дельфинами ультразвук позитивно влияет на людей, страдающих от психологических травм, детского церебрального паралича, синдрома Дауна, аутизма, тугоухости, синдрома дефицита внимания, расстройства речи и слуха, а также некоторых других недугов. Конечно, в сочетании с традиционными средствами медицины.

Схожие виды психологической реабилитации существуют и по отношении к другим животным: собакам, кошкам, лошадям, кроликам, птицам. Они объединены под общим термином пет-терапия («pet» – с английского «домашнее животное»).

Собаки, которые обнаруживают рак



Человечество научилось использовать тончайшее обоняние собак в своих целях. Ни для кого не секрет, что с помощью этих животных полиция может выслеживать преступников, обнаруживать наркотики и взрывчатку. Но, оказывается, собаки могут вынюхать и раковые клетки в организме человека, причем, даже на ранних стадиях развития болезни.

Самым известным подобным псом является лабрадор-ретривер Мэрин. Ее услугами пользуется одна из онкологических клиник в Южной Корее. Генетика наградила эту собаку невероятно мощным нюхом, который можно использовать на благо медицине. Мэрин даже клонировали, создав несколько ее точных копий, обладающих теми же способностями.

Обезьяны-капуцины в помощь инвалидам



В сфере здравоохранения нашли свое место и обезьяны, особенно, капуцины. Они, конечно, не могут вынюхать раковые клетки, как собаки, зато выступают отличными помощниками людям с ограниченными функциональными возможностями. Эти хвостатые умеют быстро и играючи выполнять множество бытовых действий, на совершение которых у, к примеру, инвалида-колясочника или человека с переломом конечностей ушло бы огромное количество времени.

Защитники животных неоднократно пытались противодействовать подобному использованию обезьян, считая его негуманным. Однако власти штата Кентукки разрешили такое сотрудничество, но только в случаях, если человек, действительно, функционально ограничен, а не просто лентяй.

По свидетельству многих духовных людей в настоящее время распространено нехристианское отношение к животным. Потому мы часто страдаем от животных, хотя сами того не замечаем. Бог посылает на наших детей аллергии, бездомных собак, кошек и крыс, наши подъезды загажены мочой животных, а мы во всем виним власти, соседей. Но в то же время продолжаем называть животных братьями меньшими, учим своих детей безответственному отношению к ним, потакаем первым сентиментальным чувствам, не задумываясь о последствиях, не оценивая адекватно условия реальной городской жизни.

Что говорит Бог о добром отношении к животным? Какие стереотипы есть в сознании современного человека в отношении к животным? Почему христианину недопустимо относиться к животным, как братьям меньшим, и называть их так? Что на самом деле говорят современные законы о жестоком обращении с животными?

Попробуем ответить на эти и другие вопросы в небольшой статье, которая представляет собой всего лишь компиляцию из разных источников.

Братья меньшие как они есть.

Выражение «братья меньшие» взято из Евангелия. В Евангелии от Матфея приведены эти слова Иисуса, когда Он говорит о Своем Втором Пришествии, суде людей по делам их. В день суда Господь будет милостив к праведникам, которые были человеколюбивы и, следовательно, боголюбивы: «Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Матф.25:40,45).

По общепринятому в Православной Церкви толкованию под «братьями меньшими» Господь имеет в виду православных христиан.
Святитель Иоанн Златоуст в своей беседе на Евангелие от Матфея говорит:

« И как выше сказал Он, что не принимающие бедных будут наказаны более, нежели содомляне, так и здесь говорит: понеже не сотвористе единому сих меньших братий Моих, ни Мне сотвористе (Матф. XXV, 45). Что ты говоришь? Они твои братья? И почему их называешь меньшими братиями? Потому они братья, что уничижены, что нищи, что отвержены. Таковых Он в особенности призывает в Свое братство, то есть, незнаемых, презираемых, разумея не одних только монахов и живущих в горах, но и всякого верующего. Он хочет, чтоб и мирской человек, когда жаждет, алчет, наг или странствует, получал от нас всякое пособие. Крещение и общение в божественных тайнах соделывает нас братьями».

Очень важно не искажать смысл слов Спасителя, не привносить ничего своего. В этом заключался грех жены в раю, когда она прибавила к Божьей заповеди: «только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» (Быт.3:3). Бог не говорил, что к дереву познания добра и зла нельзя прикасаться, нельзя было только вкушать с него. Самовольно ужесточив Божью заповедь, жена допустила ошибку, которая привела к страшному греху. Также получается, когда человек хочет быть «милосерднее» Самого Бога, когда «братьями меньшими» начинает считать животных, при этом нередко забывая о ближних.

Как же православному христианину относиться к животным, в том числе больным?

Христианину надлежит обращаться с животными в согласии с волей Бога. Его воля, несомненно, исключает жестокость по отношению к животным, так как в Божьем Слове сказано:
Но это не означает, что Бог относится к животным так же, как к людям. Создав людей, Бог показал, что между ними и животными существует четкое различие. Так, людям он дал надежду на вечную жизнь, чего нельзя сказать о животных (Рим. 6:23; 2 Пет. 2:12 ). У него, как у Создателя, есть право определять, какими должны быть отношения между людьми и животными.

О том, что это за отношения, мы узнаём из книги Бытия . Вот что Бог сказал людям: «Владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт.1:28). Подобная мысль содержится в Псалтыри: «поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями. Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле!» (Пс.8:7-10).
Бог ясно показал, что человек может подобающим образом использовать животных для своих нужд и убивать их. Например, из их шкуры можно шить одежду. Кроме того, после Потопа, произошедшего во дни Ноя, Бог разрешил человеку, помимо растительной пищи, данной ему изначально, есть мясо животных (Бытие 3:21; 4:4; 9:3 ).

Таким образом, хотя человеку и дано владычествовать над животными, ему нельзя злоупотреблять этой властью и он должен пользоваться ею в согласии с принципами из Священного Писания и Предания. А это может означать, что нет необходимости допускать бессмысленные страдания домашнего животного, связанные с возрастом, серьезной травмой или смертельной болезнью. В подобных случаях христианин сам должен решать, как поступить. Если он считает, что было бы милосерднее не продлевать страданий животного, когда нет никакой надежды на выздоровление, он может решить его усыпить.


На этот вопрос ответил протоиерей Александр Ильяшенко: «Святую воду, освященное масло, кулич и яйца животным давать нельзя - это осквернение святыни. Усыпление безнадежно больного животного грехом не является, поскольку Господь поставил человека над животными».

Откуда взялось выражение «животные - наши братья меньшие».

Как свидетельствуют лингвисты и историки литературы, в старину братьями нашими меньшими (молодшими, младшими) назывались удельные князья по отношению к великому князю, а также - просто люди невысокого общественного положения, нуждавшиеся в защите и помощи. Такое использование слов Спасителя находится в согласии с Евангелием, если мы вспомним, что древнерусские князья были христианами, пусть и враждовавшими между собой.

В России XIX в. это выражение дало рождение одному из своих популярных в то время производных — «меньшая братия». Так в либеральной русской публицистике тех лет называли бедняков, неимущих, людей из социальных низов, «низшие классы», равно как и весь «страдающий народ» (высокопарн.). М. Е. Салтыков-Щедрин («Дневник провинциала в Петербурге»): «...Настроив себя на чувствительный тон, пустились в разговоры о меньшей братии. — Меньшая братия — это, брат, первое дело! — говорил я. Меньшая братия — это, брат, штука! — вторил Прокоп». С. Степняк-Кравчинский («Домик на Волге»): « — Что же следует делать? Раздать все имущество, как Христос велел?.. — Не в этом дело. Надо отречься от себя. Не иметь ни днём, ни ночью другой думы, кроме блага меньших братьев. Душу за них положить! Вот это будет любовь, это будет помощь!»

В начале XX века меньшими (младшими, низшими) братьями в России стали называть и животных, что было связано с гуманной деятельностью известных дрессировщиков братьев Дуровых, которые считали животных очень разумными и добрыми существами и добивались больших результатов в дрессировке с помощью ласки и доброты.

Православным христианам очень важно зафиксировать: в сер. XIX - нач. XX в. произошел перелом в сознании людей в отношении к проблеме «человек и животные». Кризис сознания был связан с распространением антихристианской теории эволюции Чарльза Дарвина. Дарвинизм уравнивал в происхождении людей и животных, стирал понятие образа Божия в человеке, сводя всё к естественному и половому отборам, борьбе за существование.

Лучше всего это видно на примере известного стихотворения Сергея Есенина «Мы теперь уходим понемногу» (1924). Поэт признается в любви ко всему земному: «Слишком я любил на этом свете Все, что душу облекает в плоть». Нет у поэта и благодарности Богу за прожитую жизнь: «Много песен про себя сложил, И на этой на земле угрюмой. Счастлив тем, что я дышал и жил». В этот момент у Есенина и появляются «братья меньшие»: « Счастлив я, что целовал я женщин, Мял цветы, валялся на траве И зверьё, как братьев наших меньших, Никогда не бил по голове».

Примечательно, что здесь Есинин пока только сравнивает «зверье» с людьми, братьями меньшими. В дальнейшей советской литературе станет само собой разумеющимся называть животными братьями.

Я. Чернецкий («На фронте — братья меньшие»): «Немало солдатских жизней спасли братья наши меньшие, собаки-санитары, собаки — подрывники вражеских танков». А. Андрошин («Пичуга в твоём доме»): «Мы нередко называем зверей и птиц «братьями меньшими», а значит, и относиться к ним должны соответственно с добротой, гуманностью, терпением и даже выдержкой». В. Журавский («В орлином гнезде»): «Мальчишкой Дундич был беспокойным, озорным, отчаянным. Страха не знал. Все ближние скалы, ущелья и пещеры облазил. Силой его природа одарила, а ловкости у лесных и горных братьев наших меньших учился».

Современные законодательные акты о животных.

Если мы внимательно прочитаем современные законодательные акты о животных, то мы увидим, что большинство зоофилов являются злостными нарушителями. Демонстрируя себя как любителей животных, они на самом деле не только доставляют страдания соседям, родственникам, нои занимаются живодерством. От их «любви», правильнее это будет назвать страстью, страдают сами животные. Посмотрим же, что говорят наши законы.

Согласно ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" При организации питания населения для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарно-эпидемиологические требования.
(Статья 17. Санитарно- эпидемиологические требования к организации питания населения).

В «
Cанитарных нормах и правилах для предприятий общепита» есть норма, что в таких организациях «не размещаются помещения под жилье, не осуществляются работы и услуги, не связанные с деятельностью организаций общественного питания, а также не содержатся домашние животные и птица».

В дошкольных организациях согласно утверждению СанПиН 2.4.1.2660-10: «недопустимы больные, агрессивные и непредсказуемые в своем поведении животные, а также ядовитые и колючие растения; животных принимают с разрешения органов ветеринарного надзора (постановка на учет, своевременные прививки, гигиенические процедуры); недопустимо принимать бродячих животных; …Размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается».

В статье 4 «Московского закона о животных» содержится норма, что
оказать помощь животному, находящемуся в трудном положении или терпящему бедствие обязаны уполномоченные на то органы и должностные лица городской администрации, хотя и у граждан есть такое право .
В статье 9 («Условия содержания животных») говорится о том, что должностные лица вправе потребовать предъявления свидетельства о государственной регистрации животного, подлежащего такой регистрации, и иных установленных законом документов на животное, а содержание животных в общественных местах не допускается.
В статья 12 («Ветеринарное обслуживание животных») говорится о том, что в случае возникновения подозрения на наличие у животного заболевания, владелец обязан немедленно принять меры по изоляции заболевших животных и обратиться к ветеринарному врачу и отвечает за своевременное оказание животному ветеринарной помощи, а также за своевременное проведение профилактических прививок.
В статье 13 («Умерщвление животных») прямо разрешается умерщвление нежизнеспособных животных, если их страдания нельзя прекратить иным способом или представляющих общественную опасность, с поведением не поддающимся коррекции, после заключения уполномоченного органа городской администрации.

Во «Временных правилах содержания собак и кошек в г.Москве», которые распространяются на всех владельцев собак и кошек столицы, говорится, что можно содержать животных как в квартирах, занятых одной семьей, так и в комнатах коммунальных квартир при отсутствии у соседей медицинских противопоказаний (аллергии). Обязательным условием содержания животного является соблюдение санитарно - гигиенических, ветеринарно - санитарных правил и норм общежития. Не разрешается содержать животных в местах общего пользования: кухнях, коридорах, на лестничных клетках, чердаках, в подвалах, а также на балконах и лоджиях. Собаки и кошки, находящиеся в общественных местах без сопровождающих лиц, кроме оставленных владельцами на привязи у магазинов, аптек, предприятий бытового обслуживания, поликлиник и пр., подлежат отлову по заявкам заинтересованных организаций. Если владелец не может дальше содержать животное, оно должно быть передано другому владельцу или сдано в ветеринарное учреждение.


Более того, предусмотрены штрафные санкции за неправильное отношение к животным. В статье 1 Закона «
О штрафных санкциях за нарушение законодательства РФ в области охраны животных и временных правил содержания собак и кошек в г.Москве» определяются размеры штрафов. Нарушением будет в частности, содержание животных в местах общего пользования коммунальных квартир и загрязнение экскрементами животных лестничных клеток, лифтов, подъездов, детских площадок, тротуаров (0,15 от минимальной зарплаты для граждан, 3,0 для юридических лиц), содержание животного в условиях, не соответствующих его биологическим особенностям и требованиям ветеринарно-санитарных правил (0,25 для граждан, 1,0 для юридических лиц).

В проекте
Закон РФ "О защите животных от жестокого обращения" предусмотрена статья (17), что условия содержания животного должны удовлетворять его биологическим особенностям, естественным потребностям в пище, воде, сне, движениях, контактах с человеком или себе подобными, в естественной активности и иным потребностям. Место содержания животного должно быть оснащено и оборудовано таким образом, чтобы обеспечить животному необходимые пространство, температурно-влажностный режим, естественную освещенность, вентиляцию, возможность контакта животного с естественной для него средой. Содержание животных в детских учреждениях допускается при условии обеспечения постоянного ухода за животными в соответствии с требованиями настоящего закона.

Животных на волю Божию (выводы).

Итак, несомненно, что христианин, если желает во всем следовать воле Божией, должен понимать под братьями меньшими православных христиан. Из правильного понимания рождаются угодные Богу дела милосердия. Под последними Святые Отцы Православной Церкви понимали не только материальную помощь, но и проповедь с научением.

Блаженный Феофилакт Болгарский в толковании на 25 главу Евангелия от Матфея призывает: « Итак, бегай немилосердия и твори милостыню как чувственно, так в особенности духовно. Питай Христа, алчущего нашего спасения. Впрочем, если ты напитаешь и напоишь также алчущего и жаждущего учения, то и тогда ты напитал и напоил Христа. Ибо вера, живущая в христианине, есть Христос, а вера питается и возрастает посредством учения. Если также увидишь некоего странного, то есть удалившегося от Царства Небесного, то вводи и его с собою; иначе сказать: с ним и сам входи на небеса, и его вводи, чтобы, проповедуя другим, самому не оказаться недостойным. И если кто совлекся одежды нетления, которую имел чрез крещение, и обнажился, то облеки его, и "изнемогающего в вере,- как говорит Павел, - принимай" (Рим. 14, 1); заключенного в темнице, в этом мрачном теле, посети, даруя ему наставление, как бы свет некий. Все эти виды любви совершай и телесно, и в особенности духовно: так как мы состоим из двух частей - из души и из тела, то и дела любви могут быть совершаемы двояко».

С другой стороны, христианин должен отсекать философию «мира сего» будто братьями нашими меньшими являются животные. Евангельские слова были искажены в безбожное время. И христианину нет никакой необходимости следовать им. Христианину надлежит обращаться с животными в согласии с волей Бога. Его воля, несомненно, исключает жестокость по отношению к животным, так как в Божьем Слове сказано: «Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко» (Прит.12:10). Создав людей, Бог показал, что между ними и животными существует четкое различие. Так, людям он дал надежду на вечную жизнь, чего нельзя сказать о животных (Рим. 6:23; 2 Пет. 2:12 ). Бог ясно показал, что человек может подобающим образом использовать животных для своих нужд и убивать их. А это может означать, что нет необходимости допускать бессмысленные страдания домашнего животного, связанные с возрастом, серьезной травмой или смертельной болезнью.

Наконец, становится очевидным, что люди, которые не хотят слышать Бога и следовать Его воле, не станут заботиться и о меньших братьях (людях, как мы выясняли, а не животных). Соответственно Бог не даст им силы исполнить другую Свою заповедь: «Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко» (Прит.12:10). Они не могут подарить животным настоящую заботу. Вместо нее мы видим, как эти люди буквально мучат домашних животных своей страстью: сажают их в тесные клетки, запирают в темные места общего пользования, ограничивают их в движении, создают для животных антисанитарные условия.


Да дарует милосердный Господь им покаяние, да простит им неразумные грехи их, да просветит их светом Истины, да помилует их. «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только [она], но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего. Ибо мы спасены в надежде» (Рим.8:19-24).

Братья наши меньшие (книжн.) — о животных по отношению к человеку. (Толковый словарь русского языка (1992 г.) , Н. Ю. Шведова, "Брат")

Это выражение ввел в русский язык поэт (1895-1925). Он применил его в стихотворении «Мы теперь уходим понемногу» (1924 г.):

"Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве
И зверье, как братьев наших меньших ,
Никогда не бил по голове".

До Есенина выражение "братья меньшие" применяли по отношению к людям. Так, В Евангелии от Матфея приведены слова Иисуса:

Мф 25:40: «И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».

Серов В.В. в книге "Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений" , 2003 пишет, что в России XIX веке выражение «меньшая братия» использовали по отношению к людям из социальных низов.

Примеры

(1826 - 1889)

«Дневник провинциала в Петербурге»:

«...Настроив себя на чувствительный тон, пустились в разговоры о меньшей братии.

Меньшая братия - это, брат, первое дело! - говорил я.

Меньшая братия - это, брат, штука! - вторил Прокоп».

Для меня все люди на земле делятся на цветоводов и животноводов. Цветоводы - это те, кто разводит цветы, им доставляет удовольствие ухаживать за растениями и копаться в земле. Ну а животноводы бесконечно возятся с кошечками, собачками, хомячками, рыбками. Я безоговорочно отношу себя ко второй категории.

В детстве у нас дома всегда были кошки, собака. Брат откуда-то притаскивал раненых птичек и выхаживал их. Сейчас у меня своя семья и кроме мужа и сына членами семьи считаются кошка Бася и хомячок Жора. Кошку мы завели, когда сын был ещё маленьким, и тем, кто пойдёт по нашим стопам, хочу дать несколько советов.

Ребёнок, конечно, придёт в восторг от маленького пушистого комочка. Но комочек может и не разделить этой радости. Поэтому во время знакомства постарайтесь придумать для них совместную игру. Котёнок с удовольствием побегает за фантиком, привязанным к ниточке, или заинтересуется шариком, купленными в зоомагазине. Заранее приобретите эти игрушки. С самого начала нужно объяснить ребёнку, что котёнок - живое существо, а не плюшевая игрушка и ему больно, когда его таскают за хвост или проверяют, крепко ли держатся усы.

Но малыш может об этом и забыть, поэтому первое время не оставляйте их наедине. Пусть привыкают друг к другу под вашим контролем. Вы же ещё не знаете характер и особенности вашего питомца, и реакции ребёнка довольно сложно предугадать. Ситуация ведь для него абсолютно новая. Но даже если ребёнок и обидит котёнка, тот зашипит, что будет для малыша сигналом: мне больно! И он будет учиться контролировать своё поведение. Но по собственному опыту знаю, без царапин обойтись вряд ли удастся. По крайней мере, ни нам, ни кому-либо из наших знакомых это не удалось.

И с первого дня приучайте своё чадо заботиться о новом члене семьи. Даже маленький ребёнок может насыпать корм в мисочку. Дети постарше могут кормить, наливать водичку и помогать вычёсывать кошечку или собачку. Но туалет, конечно, лучше убирать взрослым.

Домашние животные в роли воспитателей

Мне кажется, что не стоит разрешать ребёнку спать с кошкой или собакой. Я своему не разрешаю. Всё-таки устроены они совершенно по-другому, чем мы, и микроорганизмы разные, и шерсть в постельке не пойдёт на пользу. Также считается, что не надо разрешать питомцу облизывать лицо малыша.

В принципе, я с этим тоже согласна, но, поверьте, уследить за этим невозможно. Во время игр эмоции перехлёстывают и того и другого, а облизывая лицо или руки, животные проявляют высшую степень радости и доверия.

Безусловно, перед тем, как завести домашнее животное, вы должны убедиться в том, что у ребёнка нет аллергии на шерсть. Поэтому сначала стоит познакомить его с питомцами ваших родственников или друзей. К сожалению, другого способа выяснить наличие аллергии не существует. Но даже если она есть, вы всегда можете завести черепашку. Правила не очень сложные, а сколько пользы от того, что у ребёнка будет маленький друг! Есть такое выражение: если нет кота, вы приходите в дом, а если есть кот, вы приходите домой.

Домашние животные привносят в семью атмосферу уюта и тепла. Это для нас. Для ребёнка же котик или собачка - это целый мир. Вот над ним все главные и старшие: родители, воспитатели или учителя, бабушки и дедушки. А тут есть существо, которое меньше его, которое нуждается в заботе и защите. И это очень хорошая школа. Ведь в будущем ему придётся заботиться о членах семьи и относиться с ответственностью к людям, которые его окружают.

Причём дети не видят большой разницы между животными и людьми. Видимо, здесь играют роль сказки и мультики про животных. Мой сын часто спрашивает: «Мама, посмотри как Бася смотрит? А что она сейчас думает?» или: «Жорик задумался. Наверное, ему не нравится, что сегодня солнышка нет». И ведь нисколько не смущает то, что животные не разговаривают! Наверное, дети слышат от нас слишком много информации о том, что хорошо, а что плохо, о том, что правильно, а что неправильно. А при общении с животными он получает знания напрямую, без слов, он учится слышать самого себя, развивает свой чувственный мир.

В нашем мире скоростей и всеобщей занятости у нас остаётся всё меньше времени на общение с детьми. А у Буси и Жоры время всегда есть. С ними можно поговорить, поиграть, рассказать свои тайны, да и просто прижать к себе мягкое тельце. И неважно, кто поселится в вашей семье: котёнок, собачка или хомячок. В любом случае ребёнок обретёт друга, который сделает его детство богаче, веселее и теплее.