Планы-конспекты занятий по формированию элементарных математических представлений. Конспект занятие по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы Занятия по элементарным математическим представлениям

Разделы: Работа с дошкольниками

Тема: «Умники и умницы»

Программное содержание:

  • Закрепить с детьми знания, полученные за год: о днях недели и месяцах, соотнесения количества предметов с цифрой, в составлении и решении задач, в ориентировке в пространстве, в счете, в развитии мышления, зрительной памяти, внимания.
  • Формировать положительную учебную мотивацию.

Методы и приемы:

  • Словесный метод: вопросы к детям, объяснение.
  • Наглядно-практический метод: работа с карточками.
  • Игровой: Игра «Живая неделька»

Материал: индивидуальные карточки для составления и решения задач, цифровые карточки от 3-10, числовые карточки, ручки, геометрические фигуры, стимулирующий оценочный материал «медали».

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

«Живая неделька»
Нужно расставить правильно дни недели.
На столе лежат карточки с цифрами, возьмите по одной карточке и выстройтесь по порядку.
Задание: «вторник» топни ногой три раза
Четвертый день недели назови своих «соседей»
Понедельник хлопни один раз
Третий день недели сделай шаг вперед
Пятница два шага назад.
Шестой день недели назови своих соседей
Седьмой день недели назови дни недели по порядку

II. Введение в тему

– Сегодня мы с вами поиграем в игру «Умники и умницы».
За ответы я буду давать медали, но только тем, кто будет отвечать правильно, полным ответом и не выкрикивать.

Задание 2

– Какие времена года вы знаете? (Весна, лето, осень, зима)
– Какое время года сейчас? (Весна)
– Какой из названных месяцев зимний? (Май , декабрь, апрель).
– Какой из названных месяцев летний? (Сентябрь , июль , февраль)
– Какой из названных месяцев осенний? (Октябрь , март август) .
– Какой из названных месяцев весенний? (Декабрь , май , июнь)
– Сколько месяцев в году? (12)

Задание 3

– Сравни количество предметов, впиши нужные знаки и цифры в пустые клеточки. (Приложение 1 )

Задание 4

– Придумай по картинке задачу. Реши её и запиши решение. (Приложение 2 )

5. Игра «Найди пару»

На подносе изображением вниз лежат карточки с цифрами от 3 до 10(по одной на каждого игрока). На столе изображением вверх лежат числовые карточки и с изображением разного количества однородных предметов.
Правила игры. По сигналу (звук бубна) играющие берут по одной карточке с цифрой, проходят вдоль стола, находят «свою пару», то есть отыскивают числовые карточки и картинки, соответствующие цифре на своей карточке, и направляются в «домик» (место на ковре, «очерченное» толстым шнуром)

Задание 6

За морями, за горами,
За дремучими лесами.
На пригорке впереди
Что увидел ты, скажи?

(Ответ: квадрат)

Слева
Справа
Позади

7. Итог

– Посчитайте сколько медалей у каждого?
– А сколько все вместе заработали?
– Дорогие ребята! я очень рада за вас. Посмотрите, какими вы стали умницами и умниками.

– организация детей на занятие
– закрепление дней недели
– развитие мыслительной деятельности

– Для поддержки учебно-познавательного интереса

– Закрепление времен года
– Развитие памяти, внимания, слухового восприятия

– Развитие мыслительных операций, мелкой моторики руки.

Развитие мыслительной деятельности
Выявить умение решать задачи на сложение и вычитание.

Задействованные зрительно-моторные функции. Выявление индивидуальных навыков счета.
Развитие слухового внимания.

Для снижения умственного напряжения через речеслуховое, двигательное упражнение.
Закрепление геометрических форм.

закрепление индивидуального счета и суммирования.

Итоговое занятие по ФЭМП (в старшей группе компенсирующего вида)

Тема: «Путешествие по волшебной стране»

Программное содержание:

  • Продолжать формирование мыслительных операций (сравнение, обобщение, классификации).
  • Формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма, размер. Умение выделять и объяснять признаки сходства и различия предметов, объединять их в группы по общему признаку. Умение находить лишний предмет.
  • Упражнять детей в счете в пределах 10; правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными; уравнивать неравное число предметов двумя способами.
  • Сравнивать предметы по длине, развивать логическое мышление, сообразительность.
  • Уточнить представление детей о последовательности дней недели.
  • Формировать навык полных ответов на вопросы.
  • Развивать слуховое и зрительное внимание, память.
  • Воспитывать интерес к математическим занятиям.
  • Воспитывать стремление оказать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.

Методы и приемы: моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнение на логическое мышление, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, пальчиковой гимнастики.

Материал: конверт с текстом письма от Буратино; картонные ключи (4 штуки); изображение ворот с замком; 2 больших и 3 маленьких синих квадрата, 2 больших и 2 маленьких красных круга; карточки со схематичным изображением человечков и рожиц для игры «Найди лишнюю»; 5 полосок разной длины; карточки с разным количеством картинок; набор цифр на каждого ребенка; небольшие картонные ключики на каждого ребенка для подарка.

ХОЖ ЗАНЯТИЯ

Воспитатель. Ребята, когда я утром шла на работу, мне повстречался почтальон и передал для вас вот это письмо. А прислал его нам Буратино. Послушайте, что он пишет:

Здравствуйте, дорогие ребята!
Очень хотел побывать у вас в гостях и пригласить в путешествие по удивительно красивой «Волшебной стране», но мой самолет сломался, и я не могу к вам прилететь. Да и в «Волшебной стране» случилась беда – её захватили злые волшебники. Жителям этой страны нужна помощь. Я надеюсь, что вы не оставите их в беде, и пройдя все испытания, которые встретятся вам на пути, сможете расколдовать «Волшебную страну» и освободить её жителей. Буратино.

Воспитатель . Ребята, а чтобы попасть в «Волшебную страну», нужно открыть вот эти ворота, подобрав ключ к замку. Но сначала давайте скажем волшебные слова.

Пальчиковая гимнастика

На двери весит замок,
Кто его открыть бы смог?
Потянули, покрутили, постучали
И открыли…

Воспитатель. Вот из этих ключей нужно подобрать ключ, который мог бы открыть замок.
– Как вы думаете, какой ключ подойдет к замку? Почему? (Ответы детей)

Скважина замка и шляпки ключей имеют определенную геометрическую форму. Дети подбирают нужный ключик.

Воспитатель. Ключик подобран правильно, ворота открыты и мы оказываемся в «Волшебной стране» посмотрим, что же еще необычного нас ждет впереди.

Игра «Найди лишнюю фигуру»

Воспитатель . Ребята, в этой стране живут очень забавные человечки. Они все похожи друг на друга, но вот одна из фигур оказалась лишняя, не похожая на остальные. Что это за фигура? (Ответы детей)
– Чем она отличается от остальных? (Ответы детей)
– Сколько всего забавных человечков? (Ответы детей)
– Которая по счету лишняя фигура? (Ответы детей)

Воспитатель. Злые волшебники, которые захватили «Волшебную страну», перепутали цифры с картинками.
– Ребята, под каждой картинкой поставьте цифру соответственно количеству предметов на картинке.

(Дети выполняют задание)

(Дети сравнивают и выбирают самую длинную дорожку)

– Вот мы и пришли к следующему испытанию
– Сколько мячей в левом прямоугольнике? (Восемь)
– Сколько в правом? (Семь)
– Что можно сказать об их количестве? (Мячей в левом прямоугольнике больше, чем в правом, на один)
– Что нужно сделать, чтобы мячей в левом и правом прямоугольнике стало поровну, по восемь, по семь. Ответы детей)

Игра «Распредели фигуры»

Воспитатель.

Какие фигуры вы здесь видите? (Ответы детей)
– Как можно сгруппировать фигуры? По каким признакам? (По цвету, форме, размеру)

(Дети группируют фигуры по форме, по цвету, по размеру)

Воспитатель. Каждый день недели всегда шел за определенным днем, злые волшебники перепутали все дни недели. Помогите, пожалуйста, расставить их по порядку.

Таня, назови дни недели по порядку!
Паша, Какой сегодня день недели?
Влад, какой день недели будет завтра?
Полина, какой день недели был вчера?

– Сколько дней вы ходите в детский сад? Назовите их.
– Сколько дней отдыхаем? Назовите их.
– Какой день недели между средой и пятницей?

Когда дети выполнят задание, входит Буратино. Он радуется встрече с ребятами. И говорит, что нисколько не сомневался, что дети откликнутся на его просьбу и помогут жителям «Волшебной страны».

БУРАТИНО. Молодцы ребята, ваши знания, умения, а также дружба и сплоченность помогли преодолеть все трудности, которые были в этом удивительном путешествии. Большое вам спасибо.

В знак благодарности дарит каждому ребенку на память «золотой» ключик.

Конспект занятия по ФЭМП (в старшей группе компенсирующего вида) По сказке «Гуси-Лебеди»

Образовательные задачи.

  • Формирование количественного счета в пределах десяти с участием зрительного анализатора.
  • Закрепление в речи количественных числительных ответов на вопрос «Сколько всего?»
  • Совершенствование умения узнавать и различать плоские и объемные геометрические фигуры (круг, овал, куб, цилиндр, шар), узнавать их форму в предметах ближайшего окружения.
  • Формирование навыков пяти предметов по длине на глаз; умение пользоваться сравнительными прилагательными (длиннее, короче).

Развивающие задачи.

  • Развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительного внимания и восприятия.

Воспитательные задачи.

  • Воспитание самостоятельности, активности, инициативности, навыков сотрудничества.

Оборудование. Печка, яблонька, речка, сковородки, пирожки, яблоки, доски разных размеров по длине, половик, геометрические фигуры.

Предварительная работа. Чтение сказки «Гуси-Лебеди»

Методы. Игровой, словесный, наглядно-практический.

Приемы . Объяснение, вопросы к детям, рассматривание, самостоятельная работа детей, появление героя, сюрпризный момент.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Справа друг и слева друг сделали большой мы круг.
Аня! кто у тебя стоит справа?
Кирилл! кто у тебя стоит слева? и т.д.

II. Ход занятия

Воспитатель. Ребята вы любите сказки?
Дети. Да.
Воспитатель. А какие вы сказки знаете?
Дети. Называют сказки
Воспитатель. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказке, послушайте, какие герои живут в этой сказке: Машенька, Иванушка, Баба Яга, печка, яблонька, гуси.
Дети. Это сказка «Гуси-лебеди»
Воспитатель. Правильно. Кто её написал?
Дети. Народ, это русская народная сказка.
Воспитатель . Вправо, влево повернитесь на полянке очутитесь. Что первое повстречалось Машеньке на пути?
Дети. Печка
Воспитатель. Что стоит на печке?
Дети. На печке стоят сковородки
Воспитатель. Печка приготовила нам задание. Посчитать сколько пирожков в каждой сковородке.
Воспитатель. Возьмите каждый по сковородке, подойдите к столу, сосчитайте и подберите соответствующую цифру к количеству пирожков.

Дети выполняют задание

Воспитатель. С этим заданием мы справились, молодцы! Что дальше встретилось Машеньки на пути?
Дети. Яблонька.
Воспитатель. Яблонька тоже приготовила нам задание. Нужно сосчитать, сколько яблок на яблоне? Полина, сосчитай, сколько всего яблок на яблоне?
Дети. На яблоне всего семь яблок.
Воспитатель. Артем, сколько красных яблок?
Дети. На яблоне три красных яблока.
Воспитатель. Даша, сколько зеленых яблок?
Дети. На яблоне четыре зеленых яблока.
Воспитатель. Каких яблок больше и на сколько?
Дети. Зеленых яблок больше на одно.
Воспитатель. Накакую форму похоже яблоко?
Дети. Яблоко похоже на шар.
Воспитатель . Молодцы и с этим задание мы справились, а что же дальше повстречалось на пути Машеньке?
Дети. Дальше Машенька повстречала речку.
Воспитатель. Чтобы перейти речку нам нужно построить мост, а из чего можно построить мост?
ответы детей
Воспитатель. На какую форму похожи доски?
Дети. Доски похожи на прямоугольник.
Воспитатель . Ребята? чтобы построить мостик нужно разложить доски от самой короткой до самой длинной

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Первая доска, какой длины?
Дети. Самая короткая, затем чуть-чуть длиннее, еще длиннее, еще длиннее и самая длинная.
Воспитатель. И с эти заданием мы справились Молодцы! Идем дальше. Гуси-лебеди, нас не пропускают, давайте послушаем, что они хотят нам сказать. «Назовите геометрические формы»

Дети выполняют задание. Появляется Баба-яга. Нюхает.

Баба Яга. Детским духом пахнет, ой, сколько вас много, А как вы до меня добрались? кого на пути встречали? (Ответы детей)
Воспитатель: Баба Яга, а что у тебя в кувшине?
Баба Яга. Приготовила волшебный напиток, а из чего не помню. Старая я стала, глаза мои плохо видят, да и руки уже не те стали помогите мне, узнать из каких ягод я приготовила напиток? А для этого нужно собрать картинку.

Дети выполняют задание.

Баба Яга. Спасибо вам помогли, я вас угощу волшебным напитком, чтобы вы могли вернуться обратно в группу.
Воспитатель. Мы с вами в группе.

Игровая технология

Занятие по формированию элементарных математических представлений

"Поможем Золушке".

с детьми подготовительной к школе группе

Малоземова Мария Николаевна,
воспитатель, детский сад №39
Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Цель:

развитие логического мышления

Задачи:

1. образовательные:

· продолжить формировать умение производить арифметические действия в пределах 10

· продолжить формировать умение решать задачи

· продолжить формировать умение классифицировать блоки по двум, четырём признакам с использованием символов

· закрепить навык прямого счёта и обратного

· закрепить навык ориентироваться на плоскости

2. коррекционно-развивающие:

· развивать мелкую моторику и координацию движений

· развивать логическое мышление, творческие способности

· развивать слуховое и зрительное внимание

· развивать умение составлять сложноподчинённые и сложносочинённые предложения

· развивать грамматический строй речи (согласовывать числительные с существительными и прилагательными)

3. воспитательные:

· воспитывать чувства взаимопомощи и дружелюбия

· воспитывать выдержку и аккуратность в работе

· воспитывать самостоятельность и умение работать в коллективе, парами

· воспитывать интерес к математическим занятиям

Оборудование:

плащ для Феи, волшебная палочка, игра с пуговицами «Сосчитай и назови», блоки Дьенеша, карточки-символы, обручи 4 шт., карточки с цифрами на одной стороне и с буквами на другой стороне, геометрические фигуры на липучках (трапеция, ромб, полукруг, квадрат, прямоугольник, овал), коврограф, квадрат из ленточек на коврографе, математический набор цифр и знаков для каждого ребёнка, изображения цветов (для составления задач), нарисованная дверь с замочной скважиной, карточки с фигурами (ключи), волшебная коробка.

Предварительная работа:

чтение сказки «Золушка» Ш. Перро, беседа по сказке, настольная игра «Золушка», решение простых арифметических задач, игры с блоками Дьенеша, игры с пуговицами «Сосчитай и назови», индивидуальные занятия; Дидактические игры - «Числовые домики», «Поиграем», «Раз, два, сосчитай», «Составь слово»; Развивающие игры - «Сложи узор», «Танграмм», «Колумбово яйцо» и т. п., «Разгадай головоломку», «Найди свой домик», «Логические таблицы», обучающие пазлы «Учимся считать», домино.

План занятия:

1. Сюрпризный момент.

2. Деление на команды через игру с пуговицами «Сосчитай и назови»

3. Задание первое (на ковре) - разложить блоки Дьенеша на множества по четырём признакам, используя 2 пересекающихся обруча и карточки-символы.

4. Задание второе (у коврографа) - расставить геометрические фигуры (трапеция, полукруг, ромб, круг, квадрат, прямоугольник) на плоскости.

5. Физ.минутка.

6. Задание третье (за столом) - решение 2 простых задач на сложение и вычитание.

7. Задание четвёртое (у дверей) - подобрать «ключ» к замочной скважине.

8. Итог занятия.

Ход занятия:

1.Сюрпризный момент:

Сегодня мы совершим удивительное путешествие по сказке ….

По какой сказке вы узнаете, расставив правильно цифры в обратном порядке от 7 до 1.

Дети выкладывают цифры, переворачивают их и читают полученное слово.

В какую сказку мы сегодня попали? («Золушка»)

Ребята, а кто помог Золушке попасть на бал? (Фея)

Сегодня вас ждёт волшебство! Закройте глаза (надеваю плащ и беру волшебную палочку)

Палочкой волшебной

В воздухе взмахнём.

Волшебство появится

В сказку попадём.

Открывайте глаза. Сегодня я буду Феей, а вы мои добрые помощники.

Итак, чтобы помочь Золушке попасть на бал и стать принцессой мы вместе должны помочь ей выполнить все задания злой мачехи. Готовы? (Да)

2. Деление на команды:

Но сначала вам надо разделиться на две команды, а поможет нам в этом игра с пуговицами. Игровая технология.

Разделиться на команду с чётным количеством пуговиц и вторая команда с нечётным количеством пуговиц.

3. Игра с блоками Дьенеша (на ковре):

Мачеха наказала Золушке перебрать крупу. У нас это будут блоки. Разложить блоки в обручи.

Первая команда - в синем обруче блоки только маленькие круглые, в красном обруче блоки только тонкие жёлтые. Вторая команда - в синем обруче только толстые треугольные, в красном обруче блоки только красные большие (кладу в обручи соответствующие карточки- символы).

Дети выполняют задание. Игровая технология.

Докажите, что вы сделали правильно.

3. Задание на коврографе.

Мачеха придумывала тяжёлые задания. Золушке необходимо было помыть полы и расставить мебель.

Перед вами квадрат - это комната и геометрические фигуры - это мебель.

Вызываю по одному ребёнку к коврографу.

Итак, поставьте в верхнем левом углу полукруг - это будет кровать.

В центре - круг - это будет стол.

В нижнем правом углу - ромб - это зеркало.

В верхнем правом углу - трапецию - это кресло.

В нижнем левом углу - прямоугольник - это шкаф.

Слева от стола квадрат - это стул.

4. Физминутка:

На балу у короля

Собрались его друзья.

Тихо парами мы встали.

Во дворец на бал попали.

(Включаю музыку, под которую дети танцуют вальс парами).

5. Решение задач (за столами):

Продолжим помогать нашей доброй Золушке. Вредная мачеха приказала посадить 3 красные розы и 2 белые розы. Сколько всего роз должна посадить Золушка?

Что я прочитала? (Задачу)

Какое условие в задаче? (3 красные розы и 2 белые розы) Какой вопрос в задаче? (Сколько всего роз?)

Выложите решение задачи на столе. Прочитай…

В саду росло 6 гвоздик. 3 гвоздики Золушка срезала для букета. Сколько гвоздик осталось в саду?

Что я прочитала? (Задачу).

Какое условие в задаче? (Было 6 гвоздик, срезали 3 гвоздики).

Какой вопрос в задаче? (Сколько осталось?)

Выложите решение задачи. Прочитай….

6. Подбор ключей к замочной скважине:

Мачеха заперла Золушку на ключ. Необходимо подобрать к замочной скважине ключ.

(Выдаю ребятам карточки с фигурами «ключи».)

Дети подбирают ключ.

7. Итог занятия:

Мы дружно помогли доброй, трудолюбивой Золушке выполнить все задания коварной мачехи.

Какие задания вы выполняли?

Что вам понравилось?

Я, Фея, для вас приготовила волшебство.

Посмотрите, коробочка пустая (показываю пустую коробочку).

Волшебной палочкой взмахну,

Желанье загадаю.

Я верю в чудо,

Потому, всегда его встречаю.

Незаметно для детей переворачиваю коробочку, открываю с другой стороны, а там угощение.

Занятие 1

Развивать у детей мелкую моторику кистей рук;

Развивать интеллектуальные способности детей;

Развивать речь, внимание, память, логическое мышление.

Цели урока:

1. Формировать навыки ориентации по элементарному плану, умение правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве.

2. Формировать умение составлять простейшие геометрические фигуры из палочек и ниток на плоскости стола, обследовать и анализировать их зрительно-осязательным способом.

3. Закреплять навыки счета в пределах пяти, учить обратному счету от 5 до 1.

4. Воспитывать доброе отношение к лесным жителям, культуру поведения.

Материал к занятиям: Билеты в театр, таблица с планом, набор цифр от 1 до 10, спички, шнурки, крупа, карандаш на каждого ребенка. Длинный шнур, аудио записи, игрушки, ширма, магнитофон.

Игра «Театр»

I. Ход: Формирование навыков счета от 1 до 10 и обратно.

1. Предлагаю отправиться в театр зверей для этого надо купить билеты.

Много желающих! Выстраивается очередь в «кассу».

Кто в очереди первый, третий, пятый, четвертый, второй и т. д.?

Раздаю детям цифры соответствующие их номерам. Посчитаем от 1 до 10.

А теперь назовите числа, по порядку начиная с «хвоста» очереди (по одному, все вместе). Молодцы! Ребята, а карточки, которые у вас в руках превратились в билеты и теперь можно идти в театр.

2. Идем в театр. Каждый сядет на место соответственно билету (на данном этапе активизируется зрительный, тактильный и слуховой анализаторы).

Хватит ли стульев на всех?

Как проверить?

Выяснилось, что одного стульчика не хватает. Что можно сказать о количестве стульев в этом случае? Как сделать поровну? Добавляю стульчик. Дети рассаживаются на стульях.

II. Работа с планом.

Сказка, сказка, прибаутка, рассказать ее не шутка,

чтобы сказочка звучала, словно реченька журчала.

Чтоб к концу, не стар, не мал под нее не задремал.

Жили-были Заяц и Лиса. Надоело им ссориться, решили жить дружно. Пригласила лиса зайца в гости, а жила она далеко, не сразу и дойдешь. Нарисовала Лиса Зайцу дорогу к своему дому. Заяц не может понять.

Ребята, проводим Зайчика к Лисе.

Дети садятся за столы. У каждого ребенка план.

Кто объяснит, как мы пройдем к дому Лисы? Ребенок описывает путь по плану.

Иду прямо, прохожу мимо березки которая от меня слева, поворачиваю на право, дохожу до цветочного поля, поворачиваю на лево, иду прямо, поворачиваю на право и вижу озеро.

Игра с крупой (рис, гречка)

Звуки падающей воды.

«Отберем белые камушки от темных».

Пальчиковая игра.

Был у зайки огород, ровненьких две грядки.

И конечно в огород, зайка с радостью идет.

Он сначала все вскопает, а потом все разровняет.

Семена посеет ловко и идет сажать морковку.

Ямка - семя, ямка - семя, и глядишь на грядке вновь

Вырастут горох, морковь, а как осень подойдет,

Урожай свой соберет.

III. Составление геометрических фигур из палочек и шнурков на плоскости стола.

У каждого ребенка на столе по два шнурка и спички.

Назовите известные вам геометрические фигуры. Мы будем составлять фигуры на столе, и рассказывать о них

Составьте треугольник и квадрат маленького размера. Сколько палочек потребовалось для составления квадрата, треугольника?

Покажите стороны у квадрата, треугольника? Сколько их? Сколько углов?

Рядом с маленьким квадратом составьте большой квадрат. Сколько спичек понадобилось, чтобы составить одну сторону большого квадрата? А другую сторону? Почему все стороны квадрата составлены из одного и того же количества спичек?

Сделайте из шнурков круг и овал. Можно ли составить из спичек круг, овал? Почему? В чем сходство и отличие круга и овала?

IV. Физкультминутка

Даю детям толстую веревку, связанную в кольцо. Дети берутся двумя руками и образуют круг, овал, треугольник.

Выполняем движения в соответствии со словами:

Становитесь в круг опять,

Будем в солнышко играть.

Мы веселые лучи, мы резвы и горячи,

1,2,3,4 разверните круг пошире.

Продолжаем движение по плану.

Ребенок объясняет свои действия. Видим, что среди лета появился снеговик. Что это? Такое может случиться?

V. Игра «Небылица»

Развитие внимания, памяти, речи, логического мышления.

Теплая весна сейчас, виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу, летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь, любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей, га-га-га пел соловей.

Быстро дайте мне ответ - это правда или нет.

Это было последнее испытание, вот и дом лисы.

VI. Дошли до дома Лисы.

Появляется лиса.

Зайка, а как ты так быстро добрался до моего дома?

Что тебе дети помогли? Что было самым трудным?

Что самым интересным?

Дети возвращаются по короткой дороге обратно, со словами:

Шли по узенькой тропинке

Так как ходят балеринки.

Друг за друга мы держались.

Змейкой мы изображались.

Ух, устали, отдохнем

Да опять потом пойдем.

Работая с планом, дети отмечают свой путь карандашом (активизируется зрительный и тактильный анализаторы).

Анализ занятия

На данном занятии дошкольники формировали умение считать до десяти, ориентироваться в пространстве, память, логическое мышление. При этом, на различных этапах занятия активизировались тактильные, зрительные и слуховые анализаторы. В течение всего занятия дети вели себя хорошо, активно принимали участие в предложенных игровых моментах. Занятие целиком было построено на активизации непроизвольного интереса, что позволило более качественно усвоить теоретический материал.

Занятие 2

Программное содержание:

Упражнять детей в количественном и порядковом счете; в ориентировке на листе бумаги в клетку;

Учить решать логические задачи, развивать умение мыслить, рассуждать, доказывать, самостоятельно формировать ответы и вопросы; упражнять в различении цифр и цвета.

Оборудование:

1. Цветные квадратики - по 10 штук

2. Изображение снежной горки с проходами - на каждого ребенка

3. Карточка для математической диктовки

4. Чистые карточки - на каждого ребенка

5. Пенал с геометрическими фигурами

6. Изображение машин

7. Изображение елки

8. Изображение гирлянд

Ход занятия

Чародейкою зимою

Околдован лес стоит

И под снежной бахромою

Сказки тихо говорит.

Мы любим, зимушка, тебя,

Твой иней и ледок.

И снег пушистый на ветвях,

И санки, и каток.

Ты превращаешь в сказку все,

Когда твой снег идет.

Вот и пришла зима. Наступил ее первый месяц. А как он называется?

Дети: Декабрь.

Да, первый месяц зимы - декабрь. Это необычный месяц. Он наряжает нашу землю в пушистый, белоснежный, сказочный наряд.

В декабре месяце заканчивается старый год и наступает новый. Осыпает новый год

Землю чудесами.

Вот и сказки у ворот

Ждут все встречи с нами.

Ребята, начались чудеса. Посмотрите в окно, к нам идет сказочный гость, почтальон Печкин.

Звонок в дверь, входит Печкин. (активизируется слуховой и зрительный анализаторы)

Печкин: - Здравствуйте. У меня для вас телеграмма. Получите, пожалуйста, и распишитесь. А я пошел, мне надо разнести почту другим адресатам. До свидания.

До свидания. А от кого же эта телеграмма? Что в ней написано?

«Мчатся сани,

Мчатся быстро,

По полям и по лесам.

Разметая снег искристый

С ветром, вьюгой и снегами

Мчится Дед мороз седой.

Машет длинными руками.

Сыплет звезды над землей.

Готовьтесь к встрече.»

Ребята, раз к нам едут гости, мы должны украсить группу, приготовить угощение - пирог. А украсим наш праздничный пирог ягодами и орехами, которые вы получите в награду за правильное решение задач. Самой первой на елку вешаем гирлянду из бус.

«Из разных цифр я сделал бусы,

А в тех кружках, где цифры нет,

Расставьте минусы и плюсы

Чтоб нужный получить ответ».

Предлагаю детям написать знаки плюс или минус в нужных кружочках. После того, как дети напишут знаки, предлагаю им прочитать примеры (Семь плюс два равняется девяти; десять минус пять равняется пяти; шесть плюс три равняется девяти).

Кто первым собрал гирлянду, тот получает по ягодке для украшения пирога. Гирлянду из бус сделали, теперь на нашу елку повесим разноцветные флажки. (Лист с нарисованной ниткой и цветные квадратики разных цветов)

Ой, какие красивые гирлянды вы составили, молодцы! А теперь давайте поиграем в игру «Вопросы и ответы».

1) Сколько всего флажков у тебя, Маша? А у тебя Арсений, а у тебя, Лиза?

2) Какой по порядку синий флажок?

3) Какого цвета шестой флажок?

4) Какой по порядку флажок находится между красным и желтым?

5) Какого цвета флажок левее (правее) коричневого?

Молодцы! Хорошо справились с заданием и все получили ягоды. Все вы катались с горки на санках, на лыжах или просто так. А многим ли доводилось прорыть в горке ходы-туннели, чтобы получился лабиринт? Нет? А хотели бы? Давайте же попробуем. Посмотрите на рисунок. Это и есть ваша снежная горка с лабиринтом. В нем сделаны ворота, которые открыты для прохода.

Возьмите красный фломастер и аккуратно, проходя через ворота, непрерывной линией соедините звездочку лабиринта и основание флажка.

Начали! Получилось? Хорошо. Отложите фломастеры. (Раздаю ягодки для пирога).

Физкультминутка «Стойкий солдатик»

На одной ноге постой-ка,

Если ты солдатик стойкий,

Ногу левую - к груди,

Да смотри не упади.

А теперь постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

(Дети выполняют задание по тексту стихотворения)

Сейчас я быстро покажу (2 раза) карточку, на которой что-то нарисовано, а вы внимательно смотрите на нее и все заполняете.

Потом я карточку забираю, а вы по памяти точно перерисовывайте увиденное в прямоугольник. Приготовились! Смотрите! (10секунд). Возьмите синий фломастер и нарисуйте все, что смогли запомнить. Закончили? Отложите фломастеры.

Правильно выполнившим дают ягоды.

А теперь давайте возвратимся к приятным Новогодним приготовлениям.

В предпраздничную суету включаются почтовые машине, перевозящие поздравительные открытки и письма, посылки с игрушками и сладостями. Одной машине срочно требуется ремонт. Вот она у всех вас на столе. Как выйти из положения? Подсказка на рисунке. Возьмите красный фломастер и нарисуйте недостающие детали машины.

Раздача ягод.

«На свете так бывает,

Что только раз в году

На елке зажигают

Прекрасную звезду.

Ее всегда в лесу найдешь

Пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая как еж,

Зимою в платье летнем.

А к нам придет под Новый год -

Ребята будут рады.»

Ребята, какой Новый год без елки? На рисунке слева от цветка нарисована елочка. Пожалуйста, возьмите зеленый фломастер и справа от цветка, начиная от звездочки, по клеточкам нарисуйте точно такую же елочку. Начали! Получилось? Отлично! Положите фломастер. А что же это за елочка без огоньков. Давайте зажжем. Закройте, пожалуйста, глаза и поставьте пальчик на лист с кружками, потом откройте глаза и посмотрите, на какую цифру ты попал - на такой, по счету, кружочек ты должен повесить фонарик.

Посмотрите, какая красивая наша елка:

«На елке гирлянда огнями сверкает,

Елка нарядная с нами играет.

Вверх по кружочкам,

От игрушки и игрушке,

Можно подняться

До самой макушки»

Ребята, фонарик с елки хочет с вами поиграть. Мы будем его передавать друг другу по кругу под музыку. С окончанием музыки у кого окажется фонарик, тот и будет отвечать на его вопрос. Вопросы:

1. Что интересного было на занятии?

2. Что тебе понравилось больше всего?

3. Какое занятие было самым трудным?

4. А самым легким?

5. Как ты считаешь, ты хорошо поработал(а)?

6. Почему ты так решил (а)?

7. За что бы ты себя похвалил (а)?

Большое спасибо вам, ребята.

Вы правильно отвечали, старательно и аккуратно работали. Спасибо, а теперь оставшиеся ягодки наклейте на пирог. Пусть без опоздания все ваши сбудутся желания. И лучик солнца по утрам приходит чаще в гости к вам! Пусть будет весело вокруг, пусть будет рядом верный друг. И каждый день, как Новый год, вас в сказку добрую зовет.

Анализ занятия

В старшем дошкольном возрасте основной формой проведения занятий является игровая. Частая смена игровых ситуаций, использованных в ходе занятия позволила не утратить непроизвольный интерес к изучаемому материалу. Дети активно принимали участие в дидактических играх, что способствовало охвату всего коллектива группы и усвоению ими необходимой образовательной информации. Активизация различных анализаторов способствовало эффективному обучению и не дала возможности утомить детей во время проведения дидактических игр.

Занятие 3

Программное содержание: закрепить представление о геометрических фигурах, формировать умение группировать их по различным признакам; сравнивать предметы по количеству; совершенствовать навык ориентировки в пространстве (слева на право, вверху, внизу); упражнять в различении основных цветов; развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки; упражнять в счете до 5.

Организация обстановки и детей: студия «Цветик-семицветик» оформляется как «Царство Математики»: всюду видны цифры, геометрические фигуры. У одной из стен стоит математический теремок с замком на двери, перед ним столик с геометрическими фигурами разного цвета и размера. У другой стены - раскрытая «Чудесная книга», страницы которой обшиты фланелью. Вверху одной страницы прикреплен квадрат, на другой - треугольник, а на третьей - круг. На ковре перед книгой хаотично разбросаны иллюстрации с изображением предметов круглой, квадратной, треугольной форм, на обратной стороне которых наклеена фланель. На полках стоят цветные бумажные колпачки(по размеру детской головки) и цветные бумажные фонарики. У окна стоят столы, на которых разложены двухполосные карточки (по количеству детей): на верхней полоске изображено пять гномов, нижняя - чистая. Тут же стоят тарелочки с бумажными топориками. В стороне (незаметно для детей: шапочки пчел и медведя, два шнура - зеленый и красный, по пять квадратов и кругов одного цвета, но разного размера. На двери студии весит замок с треугольным отверстием, рядом в шкатулке несколько ключей различной геометрической формы и размера. В свободном шкафчике приемной воспитатель перед занятием прячет корону и мантию «Царицы математики».

Воспитатель сообщает детям, что сегодня к ним на занятие обещала прийти замечательная гостья, но почему-то она задерживается. Может быть, случайно в другую группу заглянула? Выходит встречать, быстро переодевается и входит в группу в костюме Царицы Математики:

Здравствуйте, ребята! Я, Царица Математики, приглашаю вас в своё царство, царство великой науки - Математики!

Дети идут за ней и останавливаются перед дверью, запертой на замок.

Попасть в мое Царство не легко. Видите, какой огромный замок весит на двери? Чем же его открыть?

Проводится игра «Подбери ключ к замочку»

Сколько было ключей? (много).А к замочку подошел только…(один).

Входят в группу.

Ой, как некрасиво получилось, пригласила гостей, а в Царстве такой беспорядок! Наверное, это проказница Двойка озорничала! Дети, может быть, вы поможете мне навести порядок?

Дети из картинок, лежащих на полу, выбирают сначала изображение предметов круглой формы и прикрепляют их на ту страницу «Чудесной книги», где прикреплен круг, затем выбирают предметы квадратной и треугольной формы и прикрепляют их на соответствующие страницы книги.

Царица Математики подводит детей к столам, на которых лежат карточки с гномиками (активизируется зрительный и слуховой анализаторы):

Вот здесь живут мои друзья гномы. Гномики большие труженики. Каждое утро они ходят в пещеру большой горы и добывают там разноцветные камни. Для работы им нужны топорики. Вон сколько их! А всем ли гномам хватит топориков? Как узнать?

Дети правой рукой слева на право под каждым гномом раскладывают топорики, используя приём приложения.

Что можно сказать о количестве гномиков и топориков? (их поровну, топориков столько, сколько гномиков).

От лица гномиков, она дарит детям разноцветные колпачки и фонарики. Проводится игра «Разноцветные фонарики».

После работы гномики возвращаются домой. Наступило утро. Стало светло. Погасли синие фонарики (дети с синими фонариками приседают), погасли желтые (красные, зеленые…) фонарики. Но вот наступил вечер, стемнело, фонарики зажглись (дети встают) и гномы с фонариками пускаются в пляс.

Дети пляшут под любую веселую мелодию. Игра повторяется.

Ребята, а вы хотите посмотреть что ещё есть в моём царстве? (подводит детей к теремку).

В чистом поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок,

Шел треугольник из болота,

Видит: заперты ворота.

Эй, замочек, отвались, отвались!

Теремочек, отворись, отворись!

Входит «треугольник» - переодетый ребенок группы.

Что бы мог рассказать о себе треугольник, если бы умел говорить? (у треугольника три угла, три стороны). Захотел Треугольник зайти в теремок, да не смог.

Треугольник загадывает загадки, дети находят и называют отгадки.

Нет углов у меня

И похож на блюдце я,

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья? (круг)

Он давно знаком со мной,

Каждый угол в нем прямой,

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад,

А зовут его…(квадрат).

Три угла, три стороны

Могут разной быть длины.

Если стукнешь по углам,

То скорей подскочишь сам. (треугольник).

Треугольник благодарит детей за помощь, за смекалку и скрывается в теремке. Царица математики делит детей на две команды: красных и зеленых.

Слушайте внимательно очень сложное задание: команде красных из ниточки красного цвета надо провести дорожку от самого большого квадрата до самого маленького. А команде зеленых надо ниточкой зеленого цвета провести дорожку от самого маленького круг до самого большого.

Дети выполняют задание.

Ай, да молодцы! А сейчас переверните самый маленький квадрат. Кто на нем нарисован? (медведь). Переверните самый большой круг. Кто нарисован на нем?(пчелы). Сколько пчелок? (много, (можно пересчитать)). А медведь? (один).

Проводится подвижная игра «Медведь и пчелы».

Ох и веселые у меня гости! Но пора прощаться, надеюсь, что вам понравилось в моем царстве и вы будите часто меня навещать.

Царица Математики провожает детей в группу, по дороге немного отстает, снимает с себя корону и мантию и входит в группу вслед за детьми:

Весь сад обошла, а нашей гостьи не нашла. Да и вас я в группе не видела. Вы где были?

Дети делятся впечатлениями.

Анализ занятия

В ходе занятия использовались различные дидактические игры, опирающиеся на зрительный, слуховой и тактильный анализаторы дошкольников. Участие самих дошкольников в организации игр способствовало более качественному усвоению материала. Факт усвоения материала проверяется и закрепляется в завершительной части занятия, что способствует развитию памяти дошкольников.

Занятие 4

Цель: совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) независимо от их размера и цвета. Развивать наблюдательность и воображение.

В гости к детям пришёл Ванечка (большая кукла). Он не знает ещё геометрические фигуры. Хочет посмотреть, как дети играют, и поучиться у них.

«На что похож?»

Дети стоят в кругу. Передают мяч друг другу и называют, на что похож круг, квадрат, треугольник.

«Будь внимателен»

На доске - круг, квадрат, треугольник. Предлагаю рассмотреть фигуры и запомнить их расположение. Затем прошу детей закрыть глаза, а сама в это время убираю одну фигуру. Открыв глаза, дети говорят, что изменилось.

«Найди фигуру»

Показываю детям по одной карточке, на которых нарисованы предметы (колесо, платок, палатка, мяч, телевизор и т.д.). Назовите фигуру такой же формы (круг, квадрат, треугольник).

«Перепутались»

Говорю, что несла детям фигуры показать, но они все перепутались в коробочке. Надо их разделить и разложить по тарелочкам. (Треугольники, квадраты и круги).

«Найди домик»

У детей по одной фигуре. Даю задание разойтись по группе, и найти такую фигуру на стене, на шкафу и т.д.

«Поиграем с фигурами»

Выложить рисунок геометрическими фигурами. Раздаю детям карточки, и предлагаю положить фигурки на нужное место. Задаю вопросы:

Сколько треугольников? Сколько кругов? Сколько квадратов?

«Раскрась»

Я знаю, что все дети и взрослые любят подарки. Давайте Ванечке сделаем подарок. Подарим ему карточки с геометрическими фигурами. Чтобы они были красивыми, их надо раскрасить. Квадраты в красный цвет, круги в зелёный, а треугольники в синий.

Анализ занятия

В ходе занятия активизировались зрительный, слуховой и тактильный анализаторы, способствующие усвоить такие математические знания как геометрические фигуры, счет, ориентирование в пространстве. Использование дидактических игр способствовало активизации непроизвольного интереса детей, а следовательно и более качественному усвоению ими материала.

Светлана Гавриченко
Конспект занятие по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы

Конспект занятие по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему : «Поможем Зимушке –зиме»

Программное содержание :

Образовательные задачи :

Уточнить и расширить знания детей о диких животных ;

- формировать представление об образовании последующего числа путем прибавления единицы; познакомить с числом и цифрой 8;

Упражнять в счете в пределах 8 с помощью различных анализаторов в прямом и обратном порядке;

Закреплять знания о последовательности цифр в цифровом ряду в пределам 7 ;

Закрепить умение понимать отношения рядом стоящих чисел (5б на 1. б"5 на 1) ;

Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 8 на основе сравнения конкретных множеств; получать равенство из неравенства (неравенство из равенства, добавляя к меньшем" количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет ;

Закрепить знания о геометрических фигурах; - формировать умение конструировать и выкладывать по заданию объекты из геометрических фигур.

Развивающие задачи :

Развивать психические процессы : восприятие, память, мышление;

Развивать общую и мелкую моторику. пространственную ориентировку;

Развивать социальные навыки имения работать в группе . в паре; находить решение и делать выводы.

Воспитательные задачи :

Воспитывать в детях любовь к живой природе;

Развивать чувство эмпатии;

Воспитывать сдержанность, усидчивость, доброжелательность, чувства взаимовыручки, желание прийти на помощь.

Формы организации : фронтальная, индивидуальная, групповая . работа парами.

Демонстрационный материал : аудиозапись, мультимедиа, костюм. Снежинка, картинки диких животных (заяц, белка, лиса, медведь, ежик) . елка, снежинки, карточка с точками (7, геометрические фигуры с вписанными в них цифрами (от 1 до 7, белки и грибы.

Раздаточный материал : счетные линейки, по 7 белок и по 7 грибов. схемы зайца и медведя из геометрических фигур (по 1 на стол, массажные мячики, заготовки - е напечатанными на них цифрами в пределах 7 , альбомные листы, с недорисованной конфетой, простые карандаши, прищепки.

Ход занятия

Организационный момент. (Дети заходят в группу и встают в круг .)

Игра-приветствие «Скажем здравствуйте» .

Ребята, у нас сегодня гости. давайте поздороваемся.

Скажем, здравствуйте руками вот так, вот так. (Дети сжимают и разжимают кулаки.)

Скажем, здравствуйте глазами вот так, вот так. (Смотрят в глаза соседу и моргают)

Скажем, здравствуйте кивком вот так, вот так. (Кивки головой в правую и левую стороны.)

Скажем, здравствуйте мы ртом. (Здравствуйте.)

Ой, а что это такое мы слышим?

Аудиозапись «Дует ветер» .

Открывается дверь и в группу «залетает» кружась «волшебная снежинка» .

Снежинка :

Здравствуйте ребята. Зовут снежинка. Я подружка волшебницы Зимушки. Зимушка прислала меня к вам за помощью. Злая волшебница заколдовала всех её друзей – лесных жителей.

Воспитатель :

Как можно назвать лесных зверей по- другому? (Дикие животные)

Снежинка :

Если вы готовы отправиться в путешествие в зимний лес, я буду вам помогать и укажу путь. А если мы начнем вот с этой волшебной поляны. Эти снежинки – мои подружки, помощницы, они не обычные, а волшебные, с заданиями.

Основная часть

(Дети присаживаются на стулья)

Воспитатель :

Ну что, начинаем наш путь?

«Про веткам скачет, да не птица,

Рыжая, да не лисица» (белка)

Давайте проверим, правильно ли сделал Дима.

Дима, что сначала нужно сделать? (Сначала нужно посчитать кружки. (считает)

Сколько всех кружков? (Всего 6 кружков)

Сколько нужно выложить белочек? (6)

Посчитай. Сколько ты выложил белочек? (Всего 6 белочек)

Дети, правильно выложил Дима? Хорошо Дима, садись.

(воспитатель спрашивает 3- 4 детей )

А сейчас расскажет о своих белочках Саша. А все внимательно слушают и проверяют , правильно ли он сделал.

Саша, сколько ты выложил белочек? (6)

А почему ты выложил 6 белочек? (Потому что на доске 6 кружков)

- …. Посчитай, сколько всего белочек? (Всего 6 белочек)

Дети, правильно выложил Саша. (Если неправильно, воспитатель спрашивает у детей как исправить ошибку).

(воспитатель убирает круги с доски)

Теперь на нижнюю полоску положите столько грибов, сколько раз я хлопну в ладоши. (5 (У доски работает ребенок,все остальные дети – за столами.)

Сколько ты выложил грибов?

А почему ты выложил 5 грибов? (потому что вы хлопнули 5 раз)

- ….посчитай, сколько всего грибов? (Всего 5 грибов)

(Ребенок у доски садится. Если все дети выполнили правильно, можно индивидуально не спрашивать)

Как можно узнать всем ли белочкам хватило по грибочку? (Нужно приложить (придвинуть) к каждой белочке по 1 грибочку. (выполняют) .

Что можно сказать о количестве белок и грибов? Одинаковое количество белок и грибов? (Не одинаковые) .

Чего больше белок или грибов? (Белок больше, чем грибов) .

На сколько? (на одну)

Чего меньше грибов или белок? (Грибов меньше, чем белок)

На сколько? (на один)

-Какое число больше :6 или5? (Число 6 больше чем число 5 на 1)

Какое число меньше? (число 5 меньше чем 6 на 1)

Сделайте поровну.

Сколько их стало? (6)

Посчитай.

Что можно теперь сказать о количестве белок и грибков? (Что их стало поровну, по 6. Шесть равно шести)

Дети, правильно, сделал Саша?

А теперь я взмахну флажком, а вы добавите столько же белочек. (1.)

(Дети выполняют)

Оля, посчитай,сколько всего стало белочек? (Всего 7 белочек)

А сколько грибов? (Всего 6 грибов)

Поровну белочек и грибов? (Нет)

Чего больше, а чего меньше? .

На сколько белочек больше чем грибов, а грибов меньше чем белочек? (на 1)

Какое число больше, а какое меньше? (Число 7 больше чем число 6 на 1, а число 6 меньше, чем число 7 на 1)

Сделайте поровну. (Дети выполняют)

Оля как ты сделала поровну? (К 6 грибам добавила еще 1 гриб, и их стало 7)

Что можно теперь сказать о количестве белок и грибов? (Их стало поровну, по 7. Семь равно семи.)

А как можно по-другому уровнять? (Надо убрать 1 белку) .

Сколько их стало? (Поровну, по 6)

(Работа у доски)

А сейчас, дети, мы познакомимся с новым числом 8. Для этого, нужно к белочкам добавить еще - Саша, иди, добавь. (Ребенок добавляет 1 белочку)

Давайте посчитаем, сколько у меня сейчас белочек на доске? (8)

(Ребенок считает)

Дети, так что нужно сделать, что бы получилось новое число? (добавить 1)

Правильно. А сколько грибов? (7)

Поровну белочек и грибов? (Нет)

Чего больше, а чего меньше? (Белочек больше чем грибов, а грибов меньше чем белочек)

На сколько. (на 1)

Какое число больше 7 или 8? (Число 8 больше чем 7- на 1, а число 7 меньше 8- на 1)

Воспитатель :

Всех белочек мы угостили? Вот мы и расколдовали их.

(Выставляет на фланелеграфе изображение белочки)

Белочка благодарит вас.

2. Дидактическая игра «Собери фигуру»

Воспитатель :

Дети, посмотрите, что лежит у вас в тарелочках? (Геометрические фигуры)

Назовите их. (Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник)

Есть ли здесь одинаковые фигуры?

Сравните их, и скажите, чем они похожи, что есть общее? (сравнение по форме , цвету и величине)

Чем фигуры отличаются?

Как вы считаете, какая фигура лишняя? (круг – не имеет углов)

Воспитатель : Следующее задание.

Ребенок – (берет снежинку) Задание следующее : поиграть в игру «Собери фигуру» . Я загадаю 2 загадки о животных. Каждый стол должен быстро выложить одно животное из геометрических фигур. Победит тот стол, который быстрее и правильнее выложит. Слушайте внимательно .

Хвост короче уха,

Быстрые повадки.

Мчится, что есть духу,

Мчится без оглядки.

Кто он угадай – ка.

Ну,конечно (зайка)

Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)

(Дети выполняют. Ребенок проверяет и определяет победителя .)

Воспитатель : Молодцы, ребята вы расколдовали зайчика и мишку, потому что вы сделали правильно и работали дружно. Они говорят вам спасибо.

(Выставляет изображения или игрушки зайчика и мишки на доске) .

Ну а нас ждет следующая снежинка.

(Ребенок снимает снежинку. Загадывает загадку) .

3. Упражнение «Собери бусы для лисички» .

Посмотрите – ка, какая-

Вся горит как золотая,

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой (Лиса)

(На фланелеграфе вразброс геометрические фигуры разного цвета, но одинакового размера с цифрами от 1 до 7)

Воспитатель :

Лисичка для своей бабушки сделала бусы, но злая колдунья рассыпала все бусинки.

Она просит нас о помощи. Поможем ей починить бусы для бабушки?

Из чего белочка сделала бусы? (из геометрических фигур)

А что в них написано? (цифры)

Нужно расставить бусинки по порядку, начиная с единицы.

(1 ребенок у доски, остальные ему помогают)

Давайте, мы с вами назовем цифры по порядку от 1 до 7.

Назовите цифры в обратном порядке.

Цифра 7 в какой геометрической фигуре записана?

А в красном прямоугольнике, какая цифра?

Цифра 3 в какой геометрической фигуре записана?

А в синем прямоугольнике, какая цифра?

Какая цифра стоит перед цифрой 6?

Какая цифра стоит после цифры 4?

Назовите соседей цифры 2,6?

Воспитатель :

Вот и лисичку мы расколдовали. (Выставляет лисичку на фланелеграфе)

Лисичка говорит вам спасибо.

А на улице –то мороз. Наверное, зля колдунья все никак не успокоится. Если будем долго сидеть на месте – замерзнем. Давайте погреемся и отдохнем. А поможет нам в этом Коля. Он будет показывать вам движения, а вы будете повторять за ним .

(ребенок проводит с детьми физкультминутку)

«Мы пришли в зимний лес»

(имитация движений по тексту стихотворения вместе со снежинкой)

Звучит фоновая музыка.

Мы пришли в зимний лес,

Сколько здесь вокруг чудес!

Справа-березка в шубке стоит,

Слева елка на нас глядит.

Вот и зайка прискакал,

От лисы он убежал,

Это серый рыщет волк,

Он себе добычу ищет.

Все мы спрячемся сейчас,

Не найдет тогда он нас,

Лишь медведь в берлоге спит,

Так всю зиму и проспит.

Воспитатель :

Хорошо отдохнули, а теперь тихонько садитесь на стульчики. И продолжаем наш путь!

(Ребенок снимает снежинку. Загадывает загадку)

Клубок да не пушистый,

Колючий, да ершистый.

Когда дотронешься поймешь.

Что это не клубок, а ….(еж) .

4. Упражнение «Помоги ежику» .

(У каждого ребенка на столах заготовки – «ежики из картона без иголок» с напечатанными на них цифрами в пределах7 . Тарелочки с прищепками – 1 на парте).

Воспитатель :

Чего не хватает у наших ежиков? (Иголок)

Мы с вами поможем нашим ежикам?

А иголочки им заменим волшебными прищепками.

Вы должны сделать ежику столько иголок, сколько показано цифрой.

(Дети выполняют задание. После этого воспитатель вместе с детьми проверяют).

Воспитатель :

Какие красивые получились у вас ежики. Вот и ежиков мы расколдовали.

(Выставка ежика на стенд) .

Они остались очень довольными и говорят вам спасибо.

Молодцы, ребята! Все задания выполнили!

Ну и последняя у нас снежинка осталась. Но сначала давайте поиграем с нашими пальчиками, сделаем массаж, чтобы они лучше нас слушались.

(ребенок проводит с детьми пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Зайка и ежик» .

Зайка –ушки на макушке-

(Дети кладут мячик на правую ладонь. Показывают указательный и средний пальцы- «ушки зайчика» )

Скачек,скачет по опушке.

(Берут мячик в любую руку и «прыгают» им по ладони другой руки,затем меняют руки).

А за ним колючий ежик

(Дети кладут мячик на правую ладонь. Каждым пальцем левой руки поочередно нажимают на бугорки мячика,затем меняют руки.)

Шел по травке без дорожек.

(Катают мячик в руках, делая движения вперед- назад между ладонями)

(Ребенок снимает снежинку. Загадывает загадку)

6. Упражнение «Что получиться?» .

Воспитатель :

Зимушка- зима приготовила для вас сюрприз. У нас на листочке нарисована подсказка.

Послушайте загадку.

Фантик яркий золотистый,

а бывает серебристый,

Развернула фантик Света

там любимая …. (конфета)

Теперь вы знаете, какой сюрприз вас ждет. Дорисуйте отгадку по точкам.

(Проверка осанки и посадки детей за столами . Дети дорисовывают конфету по точкам)

Что у вас получилось? (Конфета)

В нашем путешествии мы помогли животным, сделали много добрых и полезных дел.

Все дикие животные остались довольными.

Вам интересно было?

А какие задания мы с вами сегодня выполняли? С каким числом познакомились?

Мы выполнили поручения Зимы. Нам пора возвращаться домой.

Снежинка :

Какие вы молодцы! У вас получились замечательные рисунки.

Мне понравилось с вами дружить. Вы знаете, много умеете,вы добрые и отзывчивые. Ребята вы помогли Зимушке расколдовать её друзей. А вот и сюрприз для вас.

Сюрпризный момент. (Звучит песня. Снежинка достает мешочек с гостинцами из –за ёлки, и раздает их детям.)

Татьяна Д.
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений с детьми среднего дошкольного возраста

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми среднего дошкольного возраста «Осеннее путешествие»

Программное содержание:

1. Развивать умение сравнивать две группы предметов разных по форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар.

2. Актуализировать представления о геометрических фигурах (круг, овал).

3. Упражнять в сравнении двух предметов по высоте, обозначая результаты сравнения словами: высокий низкий, выше ниже.

4. Развивать внимание, наблюдательность.

Оборудование:

Демонстрационный материал: обозначение станций, импровизированные грядки с овощами, четыре яблока и четыре груши крупного размера, муляжи овощей (огурцы, баклажаны, помидоры, лук, капуста, две корзины.

Раздаточный материал: карточки с двумя полосками и по четыре яблока и четыре груши на каждого ребенка.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Воспитатель обращается к детям:

Какой сегодня прекрасный осенний день, светит солнышко.

Ребята вы хотите отправиться со мной в путешествие?

На чём мы поедем? (на поезде).

Садимся в вагончики и поехали.

2. Основная часть

Внимание, внимание первая станция «Садовая».

Ребята посмотрите, что же рассыпал садовник? (яблоки и груши).

Как мы назовем яблоки и груши одним словом? (фрукты).

Сколько фруктов? (много).

Что можно сказать о количестве яблок и груш, поровну ли их? Как это можно узнать?

Давайте поможем садовнику собрать груши. Выложим их на верхнюю полоску, а на нижнюю яблоки (под каждой грушей кладем яблоко).

Чего у нас больше, яблок или груш? (груш)

Как сделать, чтобы яблок и груш стало поровну? (можно добавить одно яблоко или убрать одну грушу). Давайте уберем одну грушу, и фруктов станет поровну.

Молодцы, помогли садовнику, все правильно разложили.

Пора продолжить наше путешествие, садимся в поезд и едем дальше.

Внимание, внимание вторая станция «Лесная».

Ребята, в лесу растет много деревьев, давайте, и мы с вами превратимся в деревья.

Физминутка:

Ветер дует нам в лицо, - имитировать дуновение ветра,

Закачалось деревцо, - качая туловище и помогая руками

Ветерок всё тише, тише, - присесть,

Деревцо всё выше, выше - встать и вытянуть руки вверх

Ребята, а вы видели в лесу пенёчки? Какие они? (Маленькие, низкие)

А деревья, какие в лесу? (большие, высокие)

Что выше пенёк или дерево? (дерево)

А давайте сравним ребят? Кто у нас выше? Игорь или Арсений? (Игорь)

А кто ниже? (Арсений)

Внимание, внимание третья станция «Огородная».

Посмотрите, что же здесь растет на грядках? (огурцы, баклажаны, помидоры, лук, капуста).

Урожай созрел, пора его собрать. А вот и корзинки.

Ребята, посмотрите, какая фигура нарисована на первой корзинке? (овал). Как вы думаете, какие овощи похожи на овал? (огурцы, баклажаны) Значит, в эту корзинку соберем огурцы и баклажаны.

А какая фигура нарисована на второй корзинке? (круг) Какие овощи похожи на круг? (помидоры, лук, капуста). Давайте соберём эти овощи во вторую корзинку.

Здорово вы мне помогли, пора садиться в наш поезд и отправляться к себе домой.

3. Заключительная часть

Вот мы и вернулись домой. Кто запомнил, на каких станциях мы останавливались? Какие фрукты раскладывали? Кто помнит, что мы делали на станции «Лесная»?

Наше путешествие закончилось, теперь можно и отдохнуть.