Мода, стиль, красота для школьников. Беседы о моде, стиле и красоте со школьниками. Классный час "Что такое красота?" Беседа с детьми что такое красота

Кабакова Людмила Вячеславовна

Старший воспитатель

МДОУ «Детский сад № 7 Комбинированного вида»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧЕРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад № 7

Комбинированного вида»

КОНСПЕКТ

занятия

из цикла «Уроки красоты»

«Что такое красота»

(подготовительная группа)

Старший воспитатель:

Кабакова Л. В

дата проведения:

г. Сергиев - Посад 2009 г.

Программная задача: Подвести детей к пониманию красоты, как эстетической категории и ее проявлений в природе и произведениях искусства, к пониманию положительного влияния красоты на ум и сердце человека, доброты как красоты души: к пониманию того, что поэты, композиторы, художники дарят красоту всем тем, кто хочет прикоснуться к ней.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Когда я сегодня шла к вам в гости, то увидела очень странный магазин, который называется «Умные вещи». Мне очень стало интересно, что - же там, в этом магазине есть. Заглянула я в него, а там меня встретил необычный старичок. Когда он узнал, что я иду к вам в гости, он дал мне несколько вещей и при этом сказал, что все они добрые, умные, красивые. Но когда я собралась спросить в чем - же эта красота заключается, то он исчез. И вот я принесла ах вам показать. Давайте мы вместе с вами попробуем догадаться, в чем же заключается их красота и доброта. Вот посмотрите, какие разные матрешки. Ребята, а кто расписывал эти матрешки? Почему? А вам бы хотелось иметь такие матрешки? Вот смотрим мы на это чудо, и у нас сразу меняется настроение. Мы любуемся ими, и нам хочется не только иметь ах, но и подарить кому-то.

А вот еще одно чудо.

Ребята, а вы знаете, что это такое? (показывает на шали) Это павлово - посадские шали. Посмотрите, все они разные, одна синяя, другая бордовая с яркими цветами. А кому такая шаль больше нравится? Почему? А как ах можно называть одним словом? А вам хотелось ли подарить маме или бабушке такую шаль? Зимой на улице холодно, мороз, а бабушка накинет шаль на плечи, ей сразу станет тепло, и она вам расскажет очень интересную сказку.

Мы с вами рассмотрели матрешку и шаль, а что у них общего? (они сделаны руками человека) Какие чувства вы испытываете когда смотрите на них? Мне становится радостно, доставляет удовольствие смотреть на них.

А сейчас давайте мы с вами посмотрим в окно. Какое сейчас время года? Посмотрите как красиво, необычный вид за окном.

Заметает зима белый путь

Хочет в мягких снегах утонуть

Ветер резвый уснул на пути

Ни проехать в лесу, не пройти.

А вот там вдалеке посмотрите стоит наша русская красавица - березка. Посмотрите, как ее снег разукрасил. Послушайте какое стихотворение написал поэт Сергей Есенин о нашей березке (чтение стихотворения «Белая береза»).

Вам понравились стихи? Почему? Как поэт описывает березу в своих стихах? Какая она предстает перед нами? А вам бы хотелось еще раз прослушать эти стихи? И не только прослушать, но и рассказать своим друзьям.

Одни художники рисуют словами, а другие кистями и красками. Вот перед вами картина Шишкина «Зима». Художник гулял по лесу зимой и увидел эту красоту. Он захотел подарить ее всем людям, а не только самому любоваться. Наступит весна, пригреет солнышко, растает снег, а мы с вами будем любоваться этой красотой несказанной. Ребята, а что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину? А злой человек мог бы написать такую картину? Почему?

А вы знаете, что приятное нам доставляют не только стихи, картины, но и музыка. Прислушайтесь, звучит музыка. Это «Вальс цветов» П.И. Чайковского. Давайте мы с вами представим, что на дворе не холодная зима, а жаркое лето. Мы с вами превратились в различные цветы, кто в ромашку, кто в розу, кто в гвоздику. У нас с вами свое царство, и мы приглашены сегодня на бал цветов. На балу очень весело, все танцуют, веселятся. Давайте и мы с вами закружимся в веселом танце (дети выполняют движения под музыку).

Какое было ваше состояние, когда вы танцевали? Что вы чувствовали? Какая была музыка? Она вам понравилась? Почему? А что можно было еще делать под эту музыку?

А вот здесь у нас настоящее чудо. На улице мороз трескучий, а у нас живое чудо - роза. Роза - королева цветов. Посмотрите, как она вся переливается и сияет. Правда, она красивая? Как можно назвать розу? Какая она? Что вы почувствовали когда увидели этот цветок? И наверное такая же дивная роза побудила художника к созданию столь же дивной картины. Ой, ребята, посмотрите роза зашевелила своими лепестками, она наверное хочет что-то рассказать нам (дети прислушиваются).

Ребята, роза хочет рассказать вам сказку о «Городе цветов». (дети садятся на ковер и воспитатель рассказывает сказку).

Вопросы к детям: 1. Почему изменились жители города?

2. Какой поступок совершили девушка и юноша?

Воспитатель отмечает, что добрый поступок это проявление красоты душ и. Ребята, а как вы думаете, кому легче жить доброму или злому человеку? Почему? давайте мы сейчас с вами подарим друг другу доброту и красоту. Ведь каждого человека можно назвать красивым. Давайте мы с вами возьмемся за руки и каждый из вас погладит руку своего соседа. Мы с вами сделаем цепочку доброты.

Вот какие необычные вещи подарил мне старичок. Как много они нам рассказали о себе. А что можно сказать про них всех, что у них общего? Они красивые, да, каждая вещь по своему красива. Мы отмечали, что все они доставляют людям радость, добрый человек своими поступками тоже нам дарит красоту. Старичок нам тоже сегодня подарил красоту.

БЕСЕДЫ О КРАСОТЕ.
ЧТО ТАКОЕ КРАСОТА И ДЛЯ ЧЕГО ОНА НУЖНА
(Красивое и безобразное в человеке и вокруг него)
Красота – это то, что приятно и нравится всем людям без исключения, это все то доброе и прекрасное, что окружает человека и что вызывает в нем радость.
Помимо красоты, в мире существует некрасивое и безобразное.
Безобразие – это все то, что очень некрасиво; все то, что не нравится почти всем людям.
Большинство людей стараются от всего безобразного держаться подальше.

Сравните красивое и безобразное.
Снег и грязь, прекрасную картину и беспорядочные каракули, чудесную музыку и отвратительный скрип двери или тарахтение трактора, прекрасный легкий танец и оглушительный топот.
Без красоты жить очень плохо.
Представьте, хорошо ли было бы жить без красоты, если бы все красивое вдруг исчезло, а вокруг вас на свете осталось одно безобразное, отвратительное, грязное и противное?
Красота делает человека лучше.
От красоты всем становится радостно на душе (появляется радость внутри), человек становится добрее и тоже хочет сделать что-нибудь красивое в жизни
Человек может создавать вокруг себя и красивое, и безобразное.
Один человек старается говорить слова хорошие и добрые, а другому нравится грубить, ругаться и дразниться. Один старается нарисовать красивый рисунок, а другой нарочно пачкает бумагу каракулями. Один с радостью лепит снежную бабу и старается, чтобы было весело и красиво, а другой ее умышленно разрушает
Умение видеть красоту в окружающем.
У каждого человека внутри, в душе, сокрыта любовь к красоте. Когда человек думает о красоте и восхищается ею, эта любовь растет
Красивое совершенно не дружит с безобразным.
Если вам скажут десять ласковых, приятных и добрых слов, а потом скажут одно плохое слово, то вам станет неприятно. Удовольствие от красивой музыки может пропасть из-за постороннего шума, пятно портит вид красивой картины. Хорошего, дружелюбного человека может сделать некрасивым и неприятным всего лишь одна жадность
Присутствие красоты и безобразия в человеке…
Красота и добро едины. Добро в человеке всегда красиво…

Красота души
Скучно было Цветку стоять целыми днями на одной ножке посреди клумбы. Он вырос и распустил свои лепестки намного раньше остальных цветов, и поэтому общаться ему было совершенно не с кем. И вот, в один из дней, на него села незнакомая, очень красивая Бабочка. Она, наверное, прилетела издалека, потому что таких красивых крыльев Цветок еще никогда не видел. Пока Бабочка, сложив крылья, отдыхала, Цветок пожаловался ей на свое одиночество и рассказал о том, как скучно и невесело ему живется. Сжалилась Бабочка над одиноким Цветком. Она решила не лететь дальше, а поселиться поблизости. Ей захотелось почаще прилетать к Цветку и рассказывать ему о тех местах, где она уже успела побывать.
Теперь Бабочка помногу раз в день прилетала к Цветку с новостями, а он, широко раскрыв лепестки, радостно встречал свою красивую гостью. Но однажды, когда Бабочки не было рядом, к Цветку подошел мальчик и захотел его сорвать. Цветок сжался, задрожал от страха и попросил не срывать его, а вместо себя предложил мальчику поймать свою красивую подругу. Мальчик согласился и сходил домой за сачком. Вернувшись, он спрятался и стал дожидаться Бабочки. Вскоре она появилась в небе. Бабочка куда-то торопилась и летела мимо, но Цветок широко раскрыл свои лепестки и воскликнул:
– Бабочка, лети скорей ко мне, я тебя давно жду. Мне надо тебе кое-что сказать.
Как только Бабочка подлетела к Цветку, она тут же оказалась в сачке. Она хотела вырваться из плена, но у нее ничего не получалось. Вдруг край сачка приподнялся, и Бабочка увидела руку, тянущуюся к ней. Чьи-то пальцы пытались ее схватить. Бабочка металась, билась крыльями и внезапно ей удалось вырваться на волю. Взлетев высоко, она оглянулась и увидела, что от удара сачка Цветок сломался. Он без движения лежал среди травы. Мальчик ушел, а Бабочка еще долго сидела рядом со своим сломанным и молчащим другом, и горько плача, говорила:
– Это я виновата, это тебя из-за меня сломали, прости меня, Цветочек.

[?] – Кто из героев сказки был по-настоящему красив душой и сердцем?
– Как поступил Цветок по отношению к Бабочке? (Некрасиво и безобразно).
– А может быть, кто-то считает, что Цветок поступил красиво, ведь он спасал свою жизнь? (На ответ "да": если он поступил красиво, значит, вы хотели бы с ним дружить, если бы были Бабочкой).
– Вам понравился мальчик или нет? Почему?
– Что важнее, красота души или красота внешняя?
Вывод: красивое нравится всем, а некрасивый, безобразный поступок никому (почти всем) не нравится.

Как Красота на Хорька обиделась
В глубокой норе посреди леса жил Хорек, маленький черненький зверек, чуть больше обыкновенной белки. Бегал он все время грязный, шкурку свою не чистил, в нору всякий мусор со всего леса тащил, а объедки после еды не относил далеко и не закапывал, как это делают все, а прямо в норе разбрасывал. В конце концов, от Хорька стало так неприятно пахнуть, что звери от него в разные стороны разбегались, а проходя мимо его норы, носы закрывали и от мух отмахивались. Только один Хорек ничего особенного не замечал, потому что привык так жить.
Однажды и Красота, спящая в сердце Хорька, не выдержав такого отвратительного запаха, проснулась. То ли обиделась она на такого грязнулю, то ли еще что-то случилось, но ночью, когда Хорек спал, покинула она его. Тут же Хорек стал во сне крутиться, морщиться и о чем-то скулить. Оказалось, что сон ему стал сниться какой-то уж очень некрасивый, где всякие скользкие неприятные улитки и слизняки за ним гоняются и облизать его хотят. Всю ночь Хорек убегал от своих скользких преследователей, а утром, когда проснулся и выглянул из норы, то очень удивился. Раньше солнце и лес ему нравились и он их считал красивыми, а теперь и солнце, и лес, и речка, и все остальное стало каким-то некрасивым, и даже чуточку противным. Солнце нарочно лучами слепило глаза, лес помогал ветру сильно шуметь и шелестеть, а речка со своей холодной водой как будто бы специально хотела, чтобы у Хорька заболело горло. Даже все лесные жители стали казаться какими-то нехорошими и некрасивыми, а от любимой еды Хорек теперь морщился и кривился, потому что она все время оказывалась почему-то невкусной.
Целый день ходил Хорек недовольный и с очень плохим настроением, потому что ничего красивого вокруг себя не замечал. Ночью ему опять приснился некрасивый сон, а утром он снова встретился с некрасивыми друзьями, солнцем, лесом и речкой. Так продолжалось целый месяц.
– Наверное, это лес по ночам шелестит, деревья раскачиваются, все мои красивые сны распугивая, – как-то раз, проснувшись рано утром, подумал Хорек, и тут же решил отправиться на поиски тихого и спокойного леса.
Идет Хорек и все голову задирает, смотрит, когда другой, хороший, лес начнется, который не станет с ветром баловаться и деревьями шуметь. Долго бы искал Хорек тихого леса, если бы вдруг на его пути не встретилась старая коряга, торчащая из-под земли. Споткнулся Хорек об нее, упал больно на землю и вдруг увидел, что из него выкатилось что-то маленькое, черное, мохнатое и ужасно пахнущее. Это существо тут же подскочило к Хорьку и запищало:
– Пусти меня к себе. У тебя в сердце тепло и темно, а здесь противное яркое солнце и шумный лес.
– А ты кто? – спросил Хорек.
– Я Безобразик, – сказало мохнатое существо. Ты со мной уже давно дружишь и кормишь меня.
– Я тебя кормлю? – удивился Хорек.
– Да, конечно. Мы, Безобразики, растем с каждой некрасивой мыслью и поступком, а потом, когда вырастаем, можем запросто заполнить собой все сердце, и места в нем для Красоты уже не остается.
– Так это, значит, ты все мои сны красивые прогнал, – рассердился Хорек. –Так это, значит, из-за тебя я перестал Красоту вокруг замечать?
Хорьку сначала даже захотелось укусить Безобразика, но он не стал этого делать, а повернулся и быстро скрылся в лесу. Пока Хорек бежал назад, к своей норе, он все время вспоминал слова Безобразика о том, что случается от некрасивых мыслей и поступков. Теперь он знал, откуда все его неприятности, и решил во чтобы то ни стало разыскать Красоту и вернуть ее в свое сердце.
Точно никому не известно, смог Хорек найти свою Красоту или нет, но только через некоторое время он сильно изменился. Теперь он всегда ходит чистый, постоянно вылизывает и вычищает свою шкурку, содержит в чистоте нору и любит подолгу греться на приятном и ласковом солнышке, любуясь звуками и красками родного леса.

[?] – Как вы думаете, вернулась ли Красота в сердце Хорька?
– Почему Красота покинула Хорька? (Ей надоел грязнуля, и ее вытеснил из сердца росший Безобразик).
– Что бывает после того, как Красота покидает сердце? (Перестает радовать красивое, и кругом замечаешь одно безобразное).
– Встречали ли вы людей, которые не замечают красоты природы, цветов, звуков?
– Кому из вас знакома радость при встрече с прекрасным?
– Может ли в сердце поселиться Безобразик, если мысли некрасивые, а дела обыкновенные? (Мысли рано или поздно превращаются в поступки)

Гадость-Пакость
Однажды среди дремучего леса, в глубине зловонного гниющего болота, среди пиявок, комаров и головастиков родилась Гадость-Пакость. Она пропиталась отвратительными запахами, насмотрелась на все гадкое и неприятное и, схватившись за большой всплывавший пузырь, поднялась из глубины болота на поверхность. Скинув с себя налипшую тину и выпутавшись из водорослей, Гадость-Пакость уцепилась за пролетавший над болотом ветер и через день оказалась над большим незнакомым городом.
Очень быстро ей понравился город. Можно было с удовольствием послушать крики людей, насладиться ревом и шумом машин, а в глубоких люках на улицах можно было искупаться в грязных потоках дождевой воды. Выспавшись в мягкой куче мусора во дворе и позавтракав едким дымом из заводских труб, Гадость-Пакость вдруг неожиданно заскучала и решила поразвлечься и побезобразничать. Она стала подлетать ко всему подряд и дышать на все своей гадостью и обмазывать своей пакостью. Чистые лужи стали грязь в себя собирать и пачкать людям обувь. Коты стали так громко и противно мяукать на крышах, что люди уши себе затыкали. Машины стали изо всех сил дымить, а собаки стали безобразничать, всех кусать и на всех рычать. Даже мусорницы на улице стали выплевывать мусор прямо под ноги людям.
Такого в городе еще никогда не было. Кругом стало грязно, неуютно, ужасно шумно и даже дышать из-за дыма было трудно. Только один Сема как будто не замечал этого безобразия. Он всю жизнь любил шлепать по лужам и противнее, чем кошки, пищать и визжать. Дым от машин ему нравился, а мусор на улице он и сам постоянно раскидывал. Заметила его Гадость-Пакость и решила с ним подружиться. Она выждала момент, когда Сема открыл рот, чтобы перекричать кошек, и влетела к нему через рот прямо в голову. Вскоре все в городе выздоровели и избавились от безобразия, только с Семой что-то неладное творилось, то язык показывал и кривляться начинал, то ругался и детей маленьких обижал. В общем, стыдно стало очень Семиной маме за своего сына и она повела его к врачам.
А врачи обнаружили у Семы очень редкую и опасную болезнь – пакостную мигрень. Из-за нее на ум гадкие и некрасивые мысли приходят, всякие пакости хочется делать, а потом от этой болезни у человека медленно начинает каменеть сердце. Долго лечился Сема, а однажды его заставили выпить горькое-прегорькое лекарство, набрать побольше воздуха и закрыть рот и нос рукой. Стала Гадость-Пакость внутри Семы корчиться и кривиться от горького лекарства, а вылететь не может. Так и превратилась она в обыкновенный воздух, только очень плохо пахнущий. Выдохнул поскорее Сема этот воздух и сразу лучше себя почувствовал. А чтобы снова не заболеть пакостной мигренью, врач прописал Семе почаще обращать внимание на красоту вокруг и любоваться ею, потому что всем известно, что красота улучшает человека, радость ему приносит и от многих болезней оберегает.

[?] – Почему Гадость-Пакость решила подружиться именно с Семой? (Ему не нужна была красота, а больше нравились некрасивые, безобразные поступки).
– Встречали ли вы детей, которым тоже не нужна красота и которые совсем не стараются поступать красиво?
– Кривляние, крики и визги, передразнивания красивы, безобразны или так себе? (Если "так себе", то вопрос: значит, вы не против, если вдруг все взрослые станут себя вести некрасиво по отношению к вам, будут вас передразнивать и кричать на вас?).
– Как можно заразиться пакостной мигренью? (От гадких, нехороших мыслей и желания делать безобразное).
– Как можно вылечиться от пакостной мигрени? (Держаться подальше от безобразия в себе и окружающем)

Тамара Сергеева
«Что такое красота?» Занятие-беседа из цикла «Уроки красоты» в старшей группе

Вашему вниманию хочу предложить ряд занятий «Уроки Красоты » .

ЗАНЯТИЕ 1 : «ЧТО ТАКОЕ КРАСОТА

Цель : подвести детей к пониманию Красоты как эстетической категории и ее проявлений в природе и произведениях искусства, к пониманию положительного влияния Красоты на ум и сердце человека, доброты как Красоты души ; к пониманию того, что поэты, композиторы, художники дарят красоту всем , кто хочет прикоснуться к ней.

Материал и оборудование. Альбомы с репродукциями картин И. Шишкина и Б. Кустодиева; томики стихов С. Есенина; запись «Лунной сонаты» Л. Бетховена или любого другого муз. произведения, известного детям и любимого ими; предметы русского народного искусства, живая роза; картинка с ее изображением; предметы одежды (кружевная шаль или шарф) и быта (салфетка, скатерть и т. д.)

Х О Д :

Дети сидят полукругом, все атрибуты лежат перед воспитателем.

Воспитатель : Сегодня я хочу поговорить с вами об очень важном для меня, да и для каждого человека. Посмотрите и назовите то, что лежит на столе. (Дети перечисляют) . Правильно, но знаете ли вы о том, что в каждом из этих предметов скрыта тайна? Давайте еще раз посмотрим на них. Вот матрешка. Вы с ней уже знакомы?

Дети. Нам на занятии показывали . У меня дома есть такая! У нее внутри еще матрешки…

Воспитатель. Матрешка красивая ? (Ответы детей) . А вот эта шаль красивая ?

Дети. Да! Красивая ! Какие цветы на ней!

Воспитатель. Посмотрите еще на одно чудо. Роза – королева цветов. Какие нежные лепестки, как светлые оттенки переходят в более темные… Приглядитесь, роза как будто вся переливается и сияет. Правда, она красивая ? (Ответы детей) . Может быть, такая же дивная роза побудила художника к созданию столь же дивной картины. (Рассматривают репродукцию) . А теперь обратим наше внимание на книги. Вот в этом альбоме тоже заключены чудеса – картины прекрасных русских художников . Дети рассматривают «Рожь» И. Шишкина и «Морозный день» или «Масленицу» Б. Кустодиева. Посмотрите, какие краски нашел художник , чтобы передать искрящийся холодок пушенных инеем веток. Это же чудо. Рано утром выглянул художник в окно и увидел эту сказочную красоту . Подует ветер, иней осыплется, потом наступит весна, снег растает, но красота зимнего морозного дня, запечатленная художником, останется навсегда – нам на радость. Одни художники рисуют чудеса кистями и красками , а другие - словом. (Зачитать стихотворение С. Есенина «Береза» ). А вот и еще одно чудо. (Включить запись) . Звучит музыка, кто-то из нас загрустил, а у кого-то стало на сердце теплее. Кто-то вспомнил маму, кто-то осенний лес. Композитор жил очень давно, а мы слушаем его музыку, и он как будто что-то рассказывает нам, дарит нам красоту . А вы заметили, какие разные перед нами вещи. Вот матрешка, которой можно поиграть. Вот шаль, в которую можно укутаться холодным вечером. Вот альбомы с репродукциями картин, которые можно рассматривать. Вот томики стихов, читая которые мы грустим или радуемся. И музыка, до поры до времени притаилась, трогает нашу душу. Какие разные вещи! А мы говорим про них, что они … (Дети должны закончить фразу : «… красивые » . Если они испытывают затруднение, необходимо подвести их к этой мысли.) Да! Они, каждый по- своему красивы . Мы говорим о красоте людей и деревьев , цветов и неба, птиц и животных, музыки и стихов… Во всех них скрыта … (Дети – красота .) А что же это такое – красота ?

Дети обычно начинают перечислять детали.

Воспитатель. Давайте уточним. У розы лепестки, в музыке – звуки, у матрешки – роспись. Разные детали, но что-то у них есть общее. Вместе с детьми приходим к выводу, что общее – это то, что все они нравятся человеку, вызывают удивление, восторг, радость (радостно видеть цветок, радостно слушать музыку и т. д.)

Воспитатель. Если я скажу, что красота – это то , что приносит человеку радость, вы со мной согласитесь?

Воспитатель. Как много мы сегодня узнали! А сейчас я вам расскажу сказку. (Рассказать сказку «Город Цветов» Т. Лепихина)

После сказки можно задать детям вопрос : «Почему изменились жители города?» (Потому что им подарили красоту , потому что добрый поступок тоже проявление красоты .)

Тема: Что такое красота?

Цель: с формировать у учащихся понятие о подлинной красоте человека, научить

видеть во всем, что окружает, красоту и добро, стремиться быть красивым внешне и внутренне.

Задачи:

Рассмотреть нравственную категорию красоты, как в природном так и в общественном значении (как средство воспитания доброты, благородных стремлений). Развивать творческие способности учащихся.

Оборудование: презентационный материал, аудиозапись вальса из фильма «Берегись автомобиля», карточки с эпиграфами, карточки для составления словосочетаний, 3 шоколадки, изображение сердца, звёздочки для записи качеств человека, памятки для каждого с диетой.

Ход классного часа:

    Организационный момент.

Доброе утро, ребята.

    Мотивация А) Давайте начнём классный час с очень приятного. Я вас приглашаю послушать и насладиться музыкальным шедевром и посмотреть слайды и насладиться другими видами искусства: живописью, скульптурой

(1-12 СЛАЙДЫ)

Звучит вальс А. Петрова из к/ф «Берегись автомобиля».

И всего два вопроса:

– Понравилось?
– Красиво?

– Скажите, пожалуйста, какие люди могли создать такие шедевры?

Так о чем, по-вашему, мы сегодня будем говорить? (Предложенные темы записать на доске)

(СЛАЙД 13)

    Реализация понятия (СЛАЙД 14) (2 мин)

А как вы понимаете, что такое «красота»? Составьте словосочетания со словами «красота», «красивый», «красиво». (Ученики составляют СС, пишут, помещают на доску)

А я составила такие словосочетания: красивая душа, красота природы, красивый поступок, красивые мысли, красивая одежда, красивое лицо, выглядеть красиво.

– А сейчас я приглашаю вас поучаствовать в диалоге с авторитетом. Перед каждым из вас лежат листы бумаги с высказываниями известных людей о красоте человека. Прочтите их, пожалуйста, выберите тот, который, с вашей точки зрения, наиболее полно раскрывает тему нашего разговора, обоснуйте своё мнение.

Кто хочет высказаться?

    При красоте тела невольно веришь в красоту души. При красоте души не замечаешь физического несовершенства. (И. Шевелёв )

    Не наружность надо украшать, но быть красивым в духовных начинаниях. (Фалес )

    Никакая внешняя прелесть не может быть полной, если она не оживлена внутренней красотой. Красота души разливается подобно таинственному свету по телесной красоте. (В. Гюго )

    Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. (Д. Лихачев )

    Если хочешь быть красивым – трудись до самозабвения, трудись так, чтобы ты почувствовал себя творцом, мастером, господином в любимом деле. Трудись так, чтобы твои глаза выражали одухотворенность великим счастьем – счастьем творчества. (В. Сухомлинский )

    Классификация понятий (6 мин.)

(СЛАЙД 16)

Мы видели в начале занятия произведения искусства, воспевающие красоту. Скажите, где и в чём можно найти красоту?

(Ответы детей: в окружающем мире и в человеке)

А как вы думаете, какая бывает красота в человеке? (Ответы детей: внешняя и внутренняя)

На доске мы поместили словосочетания о красоте.

Можно ли эти словосочетания разделить на разные группы?

На сколько групп разделили все предложенные карточки?

/на три/

Какие из этих сочетаний о человеческой красоте?

Прочитайте словосочетания первой группы. О какой красоте человека говорится в них?

/О внешней красоте/

От чего зависит внешняя красота? Или это только дар природы, то есть красота от рождения?

(Внешняя красота зависит от многого: от умения одеваться, содержать себя в чистоте, красиво причёсываться и т. д.)

Прочитайте словосочетания второй группы.

- О какой красоте идёт речь в них?

/О внутренней красоте./

Молодцы! Вы всё сделали правильно.

    Эксперимент (11 мин)

Сейчас вы выполните эксперимент.

(СЛАЙД 18)

Вы знаете, что это такое? После его проведения мы поговорим о ваших впечатлениях

(Учитель вызывает 3 учеников по очереди к доске. На поднос учитель кладет 3 шоколадки. Первая шоколадка в яркой красочной обертке, вторая в менее красочной обертке, третья обернута в тетрадный лист. Ученику предлагается выбрать 1 шоколадку, вернуться на свое место и развернуть её).

– Что чувствовали, о чем думали до того, как развернули шоколад?

– Что почувствовали после?

– Чему научило нас это исследование?

– Что вы поняли?

–Эксперимент помог нам наглядно убедиться в том, что не всегда яркое, красочное бывает действительно ценным. Недаром русская народная пословица гласит: «Не все то золото, что блестит».

Иногда так же бывает и с людьми. Красивые внешне люди не представляют собой чего-либо ценного.

–Ребята, сегодня вы уже поняли, что не красивое лицо и модная одежда делают человека красивым и интересным для окружающих, а его поступки, мысли, дела.

    Моделирование собственного понятия о красоте (16 мин)

(СЛАЙД 19)

У известного русского поэта Н. Заболоцкого в стихотворении «Некрасивая девочка» есть строки:

что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь , мерцающий в сосуде ?

Вы понимаете, что такое «сосуд»?

Как вы думаете, так что же такое красота: это внешность или это внутренние качества человека?

А где, по вашему мнению, помещаются качества человека, которые мы называем «Внутренней красотой»? Наверное, в сердце человека. Это и есть «сосуд», в котором должен мерцать огонь.

(СЛАЙД 20)

Перед вами СЕРДЦЕ – вместилище внутренней красоты человека. Оно пока ещё пустое. Вам предстоит наполнить его качествами, которые, по вашему мнению, должны быть у человека, обладающего внутренней красотой.

(У каждого ученика изображение цветка, на котором он делает запись)

Прокомментируйте выбранные вами качества и поместите в наш «сосуд»

Итак, ребята, наш сосуд полон. Мне кажется, что для себя вы поняли, что такое красота. Сделать душу крылатой или ползать по земле – зависит от вас. Выбор за вами.

И как домашнее задание я бы хотела вам дать “Диету для тех, кто хочет стать красивым человеком”.

Диета для тех, кто хочет стать красивым

Эта диета поможет избавиться вам от злобы, эгоизма и нетерпимости.

Понедельник

Беседуя с людьми, посмотри им в глаза. Поздоровайся со всеми.

Постарайся не навязывать другим собственную волю. Выслушай их мнение.

Сделай для кого-нибудь доброе дело так, чтобы этот человек не узнал, что добро идет от тебя.

Не проявляй к окружающим такого отношения, которого ты не хочешь испытывать по отношению к себе.

Постарайся хорошо выглядеть. Говори со всеми тихим голосом.

Запиши 5 положительных качеств, характеризующих тебя и твоего друга.

Воскресенье

Найди 3 повода, чтобы сказать «спасибо» твоим домашним.

Проживите хотя бы одну неделю по этой диете. Расскажите своим близким и друзьям о том, как изменилось ваше отношение к людям.

    Рефлексия (23 -25 мин)

Продолжите фразу – «Для меня красота - это…»

Заканчиваем наш разговор словами Михаила Пляцковского

Живёт повсюду красота:
Живёт не где-нибудь, а рядом,
Всегда открыта нашим взглядам,
Всегда доступна и чиста.
Живёт повсюду красота:
В любом цветке, в любой травинке
И даже в маленькой росинке,
Что дремлет в складочке листа.
Живёт повсюду красота:
Живёт в закатах и рассветах,
В лугах, туманами одетых,
В звезде, манящей как мечта.
Живёт повсюду красота,
Сердца нам радуя и грея,
И всех нас делает добрее
Она наверно неспроста.

Интервью с художницей, педагогом и просто красивой женщиной – Татьяной Ануфриевой.

С Татьяной мы знакомы давно. И для меня она – непревзойденный гуру в области обучения живописи. Но это – для меня. А для читателей журнала «Беседы у семейного очага» о себе расскажет сама Татьяна.

- Кто же ты все-таки? И художник, и педагог, и «активистка, и спортсменка, и просто красавица»?

Все вместе, - смеется Татьяна, - Красивый художник-педагог. Моя жизнь и работа объединяет все вместе.

- А где тебе больше всего комфортно: в классе, за мольбертом, или, скажем, на выставках?

Конечно, за мольбертом! За мольбертом – я сама наедине со своим творчеством, со своими идеями. А выставка – только подчеркивает и делает известными результаты творчества. Будь то выставка моих работ, или работ моих учеников.

- Ты как-то проводишь границу между своими работами и работами учеников?

Нет. Не могу разделить. Я и там, и там. Обучение – это тоже творчество. И когда проходят выставки моих учеников, это - кульминация моей работы, за которую мне не стыдно. Я верю в своих учеников и в их талант.

- А кого легче обучать? Взрослых или детей?

Ну, про взрослых, ты и так знаешь. В своем офисе ты тоже – педагог. А с детьми всегда интересно, неожиданно, и очень трогательно. Такое умиление, когда детки зовут родителей и маленькими пальчиками показывают: «Мама, эта роза - для тебя».

Или например, у девочки не получалось нарисовать тигрёнка. Мы и так, и так, подход искали, и геометрические фигуры к мордочке тигренка прикладывали, все старались понять - как эта мордочка рисуется. В конце концов, пошли на компромисс – закрасили фон картины «тигриным цветом» и в итоге получился тигренок.

Другая девочка 6 лет, рисовала копию знаменитой картины Матисса «Аквариум с золотыми рыбками».. Закончила работу, отошла от картины и говорит: «А, правда, - у меня лучше, чем у Матисса».

Ну и по поводу материалов, которые выбирают ученики. Я всегда говорю «Да». Выбор техник и материалов очень широк. И нет критериев, что хорошо, что плохо. Древние люди вообще рисовали пальцами, обмакнутыми в золу. Так что и сейчас достаточно иметь 2-3 тюбика краски чтобы создавать и творить. Дети могут делать картины даже из макарон, риса и гречки. Это полезно для развития моторики пальцев. Жаль только, что эти работы недолговечны.

Если человек увлечен, он должен это увлечение пропустить через себя, должен работать, пробовать себя во всех техниках и материалах. Каждый ученик индивидуален и неповторим.

- А в каком возрасте можно начинать рисовать?

В любом. От младенчества – до преклонных лет! Я всегда говорю «Рисовать умеют все, просто не все об этом знают». Вот только не надо путать талант и усердие.


- То есть?

Вот одна история. Мама привела своего малыша, которому 6 лет с просьбой «Проверьте, он талантлив, или нет?» Дети все талантливы, но кроме таланта нужны еще усердие и система. Только тогда талант сможет раскрыться.

- А есть истории, связанные со взрослыми?

Да. Самой старшей моей ученице 88 лет. А первый урок у нее был, когда ей исполнилось 80! У нее получаются прекрасные работы и она часто говорит: «Таня где вы были раньше?»

- Так у вас кто основная аудитория? Дети или взрослые?

В основном, женщины и дети.

- То есть, мужчины не рисуют?

Мужчины, как оказалось, народ пугливый и стеснительный. Даже если один-два появляются, они видят, что вокруг – только жещины и тушуются. Это странно т.к. в мире художников мужчин больше, чем женщин.


- Значит, художественный вкус у мужчин есть. Чего же нет?

Есть и вкус, и талант, и усидчивость. Храбрости нет. Им кажется, дамы их критиковать будут.

- А вы критикуете?

Конечно, нет! Никогда! В искусстве нет критериев. Можно сделать мазок и работа станет шедевром. Яркий пример – «Черный квадрат» Малевича.

- Мужчины начинают бояться. А может педагог мужчин не любит?

Нет, что ты. Я обожаю мужчин.

- В каком смысле? Как ты относишься к сильному полу?

Именно, как к сильному полу!

- А есть какой-то идеальный образ мужчины?

Ну, надеюсь, умные мужчины не обидятся. У мужчины может быть любая внешность, любая профессия, но! У него должна быть интеллигентность и понимание искусства.

- То есть, он должен принадлежать к богеме?

Речь идет о внутренней культуре. Приведу пример. Была некоторое время назад в Париже на выставке Густава Климта и Оскара Кокошки. Там была картина Кокошки «Женщина с кошкой». Смотрю, любуюсь, вдруг слышу сзади так громко, аж на весь зал: «Где кошка? Бабу вижу, кошку не вижу!». И вот это я не люблю. Ни в мужчинах, ни в женщинах. Искусство это то, что нужно видеть, воспринимать сердцем.

- А что бы ты ожидала от мужчины?

Не критики, но помощи.

- Ты никогда ее показываешься в обществе с кавалерами? Их нет, или это – тайна?

Я бы сказала – случайная тайна. Мужчина, с которым я была бы не против появляться в свете, к сожалению, не всегда в Риге. Он – очень занятой человек.

- Есть еще какие-то требования? Я имею в виду мужчин.

Чтобы художественный взгляд и брутальность не соперничали, а сосуществовали.

Когда я работала гидом в Испании и водила туристов смотреть архитектуру Гауди, было два доминирующих типажа. Были те, кто восхищался его творчеством, а ведь его церковь - Sagrada Familia – и впрямь чудо, на детский замок из песочка похожа, его парк такой солнечный, и эти дома, где все линии изогнутые. Одни говорили: «Какой абсурд», а другие: «Как здорово, интересно было бы в таком доме пожить». Интересно, что первые – шли на корриду. А вторые – любоваться красотами Барселоны. И мне всегда было интересно именно с этими, со вторыми, людьми. Это не значит, что брутальности не должно быть, но хочется и романтики, и интеллекта, и художественного взгляда на жизнь.


- Что такое – художественный взгляд?

При таком подходе, даже бутерброд может стать красивым. Однажды мы ехали с группой в Эстонию, ехали очень долго, дорога вроде как – в Таллинн, а по времени - как до Парижа. Все проголодались, достали бутерброды. И я тоже. Сижу у окна, открываю контейнер, а там – красивые бутерброды (красиво разложенные помидоры, перчик, листья салата …). Все кто были в автобусе стали восхищаться красиво оформленным бутербродом и всем захотелось попробовать, так на всех и подели. Вот пример художественного взгляда на обычные вещи.

- А что еще ты ценишь в людях?

Ценю ум и стремление к чему то. У человека должны быть мечты. Мне очень нравится тост:

«За здоровье не пьют - о нем молятся;
За счастье не пьют - за него борются;
За любовь не пьют - ею занимаются;
Выпьем за мечты - пусть они сбываются!»

Без мечты не может быть счастья.

- Ты – крайне занятой человек, когда ты находишь время для своих мечтаний, для вдохновения?

Когда угодно. В автобусе, поезде, в маршрутке. Возникают идеи, образы. Я прихожу домой, выдавливаю краски и пишу.

- Но у тебя огромное количество картин. Когда ты успеваешь?

Стараюсь успеть все.

- В ущерб сну?

Нет, ночью никогда не пишу. Во-первых, ночью меняются цвета, а во-вторых, все-таки ночь – совсем для другого. В том числе – для любви.

Пожалуйста. Никогда не критиковать себя, день начинать с улыбки, просыпаться с любовью к близким. И, конечно, к себе. Открыть окно, вдохнуть полной грудью воздух, заварить хороший кофе, побаловать себя кремом, макияжем, запланировать, что весь день будет прекрасным.

Есть такой фильм с Джулией Робертс «Ешь, молись, люби». Это – мой любимый фильм. Там есть сцена, где героиня Джулии в Италии хочет принять ванну. И ее проводят в помещение, где стоит огромная старинная ванна, чуть ли не в тонну воды и заходит итальянка с чайником. И происходит диалог:

«- Тут мыться?

Да. А что не нравится?

А где вода?

В чайнике. Для того, что помыть то, что тебе необходимо в жизни, достаточно воды из этого чайника».

И ее героиня – поняла. Счастье – не в тоннах воды, не в роскошных дворцах, не в на мерседесах. Для того чтобы было все необходимое, иногда достаточно и чайника. Потому что счастье – это идти по жизни с улыбкой. Любить себя и свое окружение. Тогда радость приносят простые вещи – воздух, аромат кофе и даже – красивый бутерброд.

Я желаю всем женщинам: «Будьте счастливы, любите и радуйтесь жизни каждый день!»