Как научить ребёнка писать красиво — советы и рекомендации. Как научить ребенка красиво писать: хитрости домашнего обучения Как помочь ребенку научиться писать

Многие родители дошкольников и детей младшего школьного возраста задаются вопросом, как же научить своего ребенка писать красиво, аккуратно и грамотно. Это задача не из легких, но она вполне по силам заботливым родителям. Главное в этом вопросе – целеустремленность, терпение и соблюдение некоторых правил, речь о которых пойдет ниже.

Впрочем, в наш современный век компьютерных технологий, утверждение о необходимости научить ребёнка писать красиво, является довольно спорным: гораздо больше ценится умение быстро печатать. Однако, ответьте себе на вопрос: хотите ли Вы, чтобы Вашему ребёнку снижали оценки в школе из-за плохо читаемого почерка? Уверена, что нет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Зачем нам красивый почерк?

Каждый человек обладает индивидуальным почерком, который вырабатывается на протяжении долгих лет. В начальных классах школьники учатся писать, осваивая каллиграфию для детей, а затем долго шлифуют этот навык, занимаясь написанием диктантов, сочинений и изложений. Однако красивый, разборчивый почерк у взрослого человека – это довольно редкое явление.

Многие родители дошкольников и детей младшего школьного возраста задаются вопросом, как же научить своего ребенка писать красиво, аккуратно и грамотно. Это задача не из легких, но она вполне по силам заботливым родителям. Главное в этом вопросе – целеустремленность, терпение и соблюдение некоторых правил, речь о которых пойдет ниже.

Впрочем, в наш современный век компьютерных технологий, утверждение о необходимости научить ребёнка писать красиво, является довольно спорным: гораздо больше ценится умение быстро печатать. Однако, ответьте себе на вопрос: хотите ли Вы, чтобы Вашему ребёнку снижали оценки в школе из-за плохо читаемого почерка? Уверена, что нет.

Что же делать, если Вы наблюдаете в тетрадке своего школьника жуткие каракули, буквы «пляшут» в разные стороны и выглядят, мягко говоря, не аккуратно? Плохой почерк можно попытаться исправить, занимаясь с ребёнком самостоятельно. Научить ребёнка писать красиво - задача вполне решаемая, главное - заниматься регулярно, и результат не заставит себя ждать.

Кто-то считает, что дополнительные занятия каллиграфией перегружают ребёнка. Я же думаю, что умение писать красиво и аккуратно никогда не будет лишним. К тому же занятия письмом хорошо развивают мелкую моторику (ловкость пальчиков ребёнка), а это помогает в интеллектуальном развитии.

Сразу скажу, что научить ребёнка писать красиво - задача куда более сложная, чем просто научить его писать буквы и слова. Выработка красивого почерка потребует от школьника настойчивого труда, ежедневных занятий, пока нужный навык не закрепится.

Как поставить почерк ребенку?

Начнем с того, что обучение не должно начинаться слишком рано. Родители, которые так гордятся успехами в чистописании своего 4-5-летнего ребенка, часто потом хватаются за голову: пойдя в школу, малыш начинает писать, «как курица лапой», быстро устает, не старается. Причиной тому служит неподготовленность руки ребенка к письму в столь раннем возрасте. Всё-таки не зря раньше дети шли в школу в 7 лет и только в первом классе изучали письмо. Для того чтобы учиться каллиграфии, у ребенка должна быть достаточно развита мелкая моторика. Заниматься этим нужно, начиная с самого раннего возраста. Тренировка мелкой моторики – это любые упражнения, в которых задействуются пальцы рук: рисование, лепка, аппликации, пальчиковые игры и т.п.

Когда ребенок открывает первые прописи, родителям следует быть особо внимательными. Это – ключевой момент формирования навыка красиво писать. Если его упустить, исправить почерк у ребенка будет гораздо сложнее, ведь, как правило, привычки в детском возрасте формируются очень быстро.

Итак, обратите внимание на следующие моменты:

  1. Посадка ребенка за партой должна соответствовать нормам (спина ровная, обе руки лежат на поверхности стола, голова чуть наклонена).
  2. Следите за тем, чтобы ребенок правильно держал ручку. Если инструмент письма находится в неправильном положении, рука быстро устает, буквы получаются неровными, и у ребенка постепенно формируется плохой почерк.

Чтобы научить ребёнка писать красиво, приобретите для занятий всё необходимое.

  1. Вам понадобятся:
    - мягкий простой карандаш (лучше трехгранный);
    - удобная шариковая, а лучше гелевая ручка;
    - прописи для письма - 2 вида: прописи с буквами и словами, написанными пунктирными точками (или бледным серым цветом), и прописи, где после каждой напечатанной буквы (слова) есть пробел для написания её (его) от руки;
    - тетрадь в узкую косую линейку.
  2. Научите ребёнка правильно держать ручку и карандаш.

Ручку надо покупать наиболее удобную. Сейчас есть специальные, на которых сделаны углубления под пальцы. Такая ручка очень помогает на начальном этапе, чтобы ребёнок научился правильно её держать.

На то, как ребёнок держит ручку, необходимо обратить особое внимание. Если он привыкнет держать её неправильно, потом переучить его и научить ребёнка писать красиво будет намного сложнее.

Карандаш или ручка должна лежать на верхней фаланге среднего пальца и фиксироваться большим и указательным. При этом большой палец должен находиться выше указательного. Следите за тем, чтобы кончик ручки был направлен на плечо.

  1. Если у малыша возникают трудности, не ругайте его за это, не повышайте голос и не наказывайте. Всем свойственно ошибаться, особенно детям в период обучения. Ваша задача – помочь преодолеть трудности, а достичь этого можно только внимательным отношением и дельными советами.
  2. Когда ребенок рисует палочки и кружочки, а затем приступает к первым буквам, будьте рядом и контролируйте процесс. В дальнейшем также не пускайте обучение на самотек: всегда проверяйте домашнее задание у своего первоклассника, поскольку ребенку еще сложно писать одновременно и красиво, и грамотно, и в его письменной речи могут встречаться ошибки.
  3. Постоянно тренируйте умение ребёнка ловко орудовать пальцами.

Вы не сможете научить ребёнка писать красиво, если он не умеет завязывать шнурки или застёгивать пуговицы.

Мелкую моторику развивают следующие занятия:
- вырезание ножницами деталей разных размеров и изготовление из них аппликаций;
- оригами;
- раскрашивание и упражнения на штрихование;
- рисование в любом виде - кисточкой, мелом, карандашами;
- рисование на гречке;
- игры с мелкими деталями - пазлы, мозаика, конструктор;
- шнуровка, плетение косичек, вышивание, вязание, бисероплетение;
- лепка из пластилина.

Этапы обучения красивому письму

1. Первый этап - обводка.

Используйте специальные прописи с буквами и словами, написанными пунктирными точками. Кроме букв в таких прописях есть также различные палочки, волнистые линии, геометрические фигуры, узоры и даже картинки. С них-то и следует начать обучение красивому письму.

Когда ребёнок уже хорошо рисует линии, овалы, закругления и т.д., можно переходить к написанию букв, цифр и слов. Обводя их, ребёнок тренирует свои пальчики и учится писать буквы и их соединения правильно.

Занятия по таким прописям нравится детям. Они с удовольствием наблюдают за тем, как точки превращаются в красивые буквы. Пройдёт немного времени, и ребёнок сумеет писать красиво уже без помощи пунктирных линий.

На этом этапе можно добавить графические диктанты, когда ребёнок по команде обводит линии в тетради в клеточку: 2 клетки влево, две вверх. т.д. и т.п.

2. Второй этап - отработка написания букв, слогов и слов по образцу.

Используйте прописи, в которых перед пробелом для написания буквы от руки есть буква шаблонная (образец). При этом у ребёнка перед глазами всегда будет правильная красивая буква. Дело в том, что выводя букву, ребёнок смотрит на предыдущую, а если он её написал недостаточно хорошо, то он её и скопирует.

Возьмите за правило - переходить к освоению новой буквы только после того, как ребёнок научился писать красиво предыдущую. Не так важно, сколько времени на это уйдет - полчаса или более недели. Также необходимо сначала научить ребёнка писать красиво буквы, и только затем переходить к слогам и словам.

3. Третий этап - переписывание целых фраз и текстов, используя прописи первого и второго вида. Эти упражнения помогут подойти к самостоятельному переписыванию.

4. Следующий этап - закрепление навыков письма: пусть ребёнок ежедневно пишет несколько строк из любого рассказа, стихотворения или песенки. Разумеется, писать он их должен красиво и аккуратно. Для этого купите ему тетрадь в частую косую линейку, которая очень облегчит написание букв, служа им дополнительной «опорой».

Этот этап занятий - самый трудный, ведь перед глазами больше нет идеального образца, на который можно равняться.

Коррекция почерка у детей

Исправление почерка у детей является гораздо более сложным, чем первоначальное обучение письму. Но улучшить почерк ребенку можно, и это следует начинать делать, как только он начитает ухудшаться. При коррекции почерка важным моментом является терпение, как у детей, так и у родителей.

Прежде, чем приступить к исправлению почерка, убедите ребёнка в необходимости такой работы. Ни в коем случае не заставляйте ребёнка заниматься каллиграфическим письмом, если он этого не хочет. Результата такие занятия не принесут. Лучше подумайте, чем можно простимулировать его желание писать красивее!

Начиная занятия, настройтесь на то, что не всё будет получаться с первого раза. Поэтому не ругайте и не наказывайте ребёнка за неудачи. Нельзя также сравнивать его достижения с достижениями других детей. Это может полностью отбить охоту к обучению, а без этого научить ребёнка писать красиво невозможно.

Наоборот, хвалите за усердие и за те успехи, которых он добился за какой-то промежуток времени. Сохраняйте все его работы, возвращайтесь к ним, сравнивайте результаты. Тогда у ребёнка будет стимул развиваться.

Не забывайте, что ребёнок должен обязательно отдыхать между учёбой в школе, выполнением домашнего задания и тренировками письма. Желательно, чтобы это были активные игры или прогулка на свежем воздухе. Ведь если ребёнок будет сильно уставать, у него пропадёт всякое желание учиться.

Чтобы было проще научить ребёнка писать красиво, разбейте процесс обучения на несколько этапов.

  1. Метод «кальки». Купите бумагу-кальку и предложите ребенку, положив ее сверху прописи, обводить буквы. Это дает хороший эффект: вырабатывается навык воспринимать и затем воспроизводить буквы правильно. Каждую букву нужно «отрабатывать» достаточно долго, пока навык не станет автоматическим.
  2. Не покупайте обычные прописи, а распечатывайте их из интернета. В стандартных тетрадка-прописях на каждую букву дано четко ограниченное количество строчек, тогда как вашему ребенку может понадобиться гораздо больше. Пусть ребенок пишет строчку за строчкой, лист за листом, пока рука не «запомнит» движение.
  3. Когда все прописи пройдены, следует закрепить навыки с помощью написания диктантов.

На то, чтобы научить ребенка красиво писать, может уйти не один месяц и даже год, но оно того стоит. Ведь красивый, аккуратный почерк – лицо каждого школьника!


Из-за роста количества электронных устройств манере писать уделяется всё меньше внимания. Но каким бы малозначимым не казался почерк человека, он оказывает колоссальное влияние на развитие личности, особенно на ранних этапах школьного обучения.

Почему учиться писать красиво нужно своевременно

Умение аккуратно писать помогает развить мелкую моторику и улучшить способности мозга. По статистике, составленной психологами, дети, так и не научившиеся аккуратно и ровно писать, чаще отстают в успеваемости от своих сверстников. Это обусловлено невозможностью или нежеланием расшифровывать неаккуратные конспекты как учителями, так и самим школьником.

Обычно вопросом, как научить ребёнка писать красиво, задаются мамы, чьи дети недавно начали посещать начальную школу и впервые проявили свою манеру письма. И конечно, родителей не может не огорчать тот факт, что их драгоценное чадо пишет замысловатые каракули.

Однако они должны понимать, что ребёнок, который пошел в 1 класс, очень пластичен, восприимчив и, конечно, обучаем. Но чтобы исправить ситуацию и научить его писать красиво, придётся приложить немного усилий, разобраться, почему это происходит и помочь первокласснику решить его проблему.

Проблемные моменты каллиграфии

Причиной плохого почерка у детей может стать:

  • ошибочная мотивация либо её отсутствие;
  • страх сделать что-то неправильно, огорчить родителей или учителя;
  • спешка, рассеянное внимание, дефицит концентрации;
  • неправильное расположение во время письма;
  • отсутствие интереса к этому занятию и обучению в целом.

Отсутствие аккуратности может быть обусловлено даже таким банальным фактором, как слабость мышц кисти. Из-за недостаточной подготовки руки первоклассника быстро устают, но при этом он не может всё бросить и отложить тетрадь в сторону прямо посреди урока. В результате он не думает о правильности и красоте написанного, а просто делает то, что ему говорят, но при этом менее аккуратно.

Причиной плохого письма может быть и то, что школьник пишет изначально медленнее своих одноклассников, а учитель, как известно, ориентируется на основную массу детей при проведении урока. Но вне зависимости от провоцирующих факторов, родители, заметившие проблему у своего малыша, могут быстро всё исправить.

Как научить ребёнка красиво и аккуратно писать

Чтобы развить у малыша каллиграфические способности, нужно:

  1. Правильно выбрать ручку и показать школьнику, как её держать. Она не должна быть слишком длинной и объемной. Лучше, если на ручке есть рельефная резинка, предотвращающая скольжение.
  2. Следить за расположением тетради на начальных этапах обучения. Её следует класть под небольшим углом, в 10-20°.
  3. Проверить правильность высоты стола (или школьной парты). Она должна быть ровной и устойчивой, находиться на уровне солнечного сплетения.

Обучение первоклассника письму должно проходить в легкой, непринужденной форме без спешки и суеты. Важно правильно подбирать момент, чувствовать его настроение и быть готовыми уделять занятию 20-30 минут ежедневно.

Чтобы научить ребёнка аккуратно писать, потребуется приобрести несколько разных прописей с буквами, геометрическими фигурами и цифрами. Это поможет заинтересовать малыша и избежать однообразия.

Во время обучения следует обращать внимание школьника на то, чтобы буквы не скакали по строчкам, а располагались ровно в ряд, были одного размера и не вылазили за поля. Можно разработать систему поощрений, когда он будет знать, что получит награду за правильность написания и аккуратность. Или просто обводить хорошо написанные буквы и цифры зелёным маркером.

Альтернативные способы помочь ребёнку обрести красивый почерк

Аккуратность письма определяет не только количество часов, проведённых над прописями. Повысить выносливость мышц кисти и улучшить почерк школьника помогут упражнения, направленные на развитие зрения и мелкой моторики. К тому же, занятия в игровой форме помогут разнообразить процесс обучения, сделав его увлекательным для первоклассника.

Научить ребёнка писать красиво можно при помощи:

  • игры в конструктор с мелкими деталями;
  • театра теней, когда руки малыша принимают положения, создающие тень от лампы в форме осмысленной фигуры;
  • создания конструкций из мозаики, собирания пазлов;
  • разукрашек с мелкими деталями;
  • лепки из пластичных материалов (глины, теста, пластилина);
  • вышивки гладью или крестом;
  • бисероплетения;
  • обучающих тетрадей для детей младшего возраста, в которых нужно обводить или дополнять напечатанные рисунки;
  • приучения к самостоятельному застегиванию пуговиц на одежде и завязыванию шнурков;
  • игры на любых музыкальных инструментах.

Что делать нельзя?

Специалисты в области психологии категорически не рекомендуют давить на ребенка и заставлять его, превращая процесс обучения в наказание. Не стоит говорить ему, что он беспрекословно должен выполнять все требования. Чтобы привить интерес, важно заинтересовывать и аргументировать ожидаемые от него действия.

Очень часто ещё в раннем возрасте родители и дети сталкиваются с такой сложной проблемой, как приучение к красивому почерку. В дневнике всегда можно заметить понижение оценки, если почерк недостаточно разборчивый, непонятный, грязный, да и вообще некрасивый. Помните, как в клеточке на субботний день было у каждого написано: прилежание и старание? Это и есть проверка того самого почерка, ведение дневника и того, как малыш записывает домашнее задание, старается ли он выводить каждую буковку или нет.

С 1 по 4 класс многие ученики пишут в специальных тетрадках, где для становления изящного почерка есть специальные линии, они очень узкие и наклонные. Сейчас же в школах всё наоборот: обычные тетрадки, а ученик должен додуматься сам, как правильно писать. Вот почему эти важные моменты написания и приучения к каллиграфическому почерку очень важны для каждого малыша. Давайте разберемся, как научить ребенка красиво писать.

Почему почерк бывает корявым?

Каллиграфия, которая не развита, это одна из самых распространенных проблем, с которой сталкиваются дети и родители. Во-первых, это школа – здание, куда малыш пришел учиться, не забывайте об этом. Во-вторых, подход к ученику может найти далеко за каждый даже профессиональный учитель. В-третьих, практически для каждого учащегося такой предмет, как “письмо”, станет одним из самых нудных и сложных. Поверьте, куда охотнее он будет учиться складывать числа, нежели выводить каждую буковку. Ну а также стоит обратить внимание на тот факт, что детки, которые отлично рисуют, добиваются красивого почерка за пару месяцев, другие же, наоборот, учатся этому годами. Давайте вместе рассмотрим самые важные причины, почему у школьника не получается красиво писать.

  1. Неправильная посадка или неверное направление тетради. Если неправильно сидеть и писать не под тем уклоном, то такие буквы как “н”, “к”, “и”, “п” будут выглядеть совершенно одинаково, что неправильно в каллиграфическом почерке. Каждый родитель должен замечать, чтобы ученик не выскакивал за поля, которые специально очерчены для этого в любой тетрадке. Даже их-за того, что ребенок неправильно сидит и пишет не под тем наклоном, буквы начнут выскакивать за линии – так можно и привыкнуть, а с уходом разлинованной тетрадки малыш будет писать слова, где одна буква больше другой. Да, правила посадки – это очень важный момент, которые стоит учесть каждому родителю при контроле над своим чадом. Обязательно покажите, как именно нужно сидеть, так, например, ровная спина, плечи на одном уровне, правильный обхват правой рукой ручки – всё это крайне необходимо для того, чтобы почерк был красивым.
  2. Отсутствие развитости детской моторики. Еще одна распространенная и популярная проблема среди школьников – это нарушение моторики. Очень часто школьник, в данном случае, пишет неправильно все соединения и элементы, где должны быть закругления. Но это не само желание ребёнка писать именно таким образом. Дело в том, что нарушенная моторика просто не позволяет ему выводить буковки правильно. Так, малыш может быть не точен в линиях – например, каждое соединение будет выполнено неправильно: не снизу вверх, а, наоборот, сверху вниз. Как правильно, эта проблема встречается в большинстве случаев у мальчиков, ведь именно в их тетрадках очень грязно и размазано. Для того, чтобы улучшить моторику ребенка – делайте с ним определённую гимнастику, разминая пальчики и ручки. Этому важно уделять хотя бы два-три раза в день. Первоначально малыш будет жаловаться на то, что у него очень сильно болят пальцы, но, впоследствии, он поймет, для чего нужна такая гимнастика.
  3. Плохое восприятие пространства. Это проблема указывает на то, что ученик просто не придерживается определённого расстояния интервала, который должен быть при написании от одной буквы к другой. В этом случае, школьник даже не может различать некоторые буквы и пишет их зеркально. Например, букву “е” он напишет в обратную сторону. Кстати, если школьник выходит за поля и не понимает, что это граница очень важна для того, чтобы переходить на новую строку, то это тоже называется потерей пространства. Как правило, восприятие пространства очень легко исправить, ведь практически все ученики в первом и во втором классе сталкиваются с этой проблемой. Поэтому, будьте уверены, что к четвертому и пятому классу ребёнок уже искренне эту проблему самостоятельно.

Как научить ребенка красиво писать

Теперь, узнав о том, почему же именно ваш ребенок пишет не так, как нужно, переходим к решению основных проблем.

  1. Во-первых, посадите чадо так, чтобы его позвоночник был прямым, руки не свисали со стола, а плечи были на одном уровне. Если приложить к спине линейку, то его спина должна повторять такую же прямую линию, никак по-другому не изгибаясь.
  2. Чтобы избавиться от детской боязни некрасиво писать и развить моторику малыша, обязательно приобретайте мозаики и собирайте их с ребёнком, вырезайте маленькими ножницами мелкие фигуры, делайте всевозможные фигурки и пробуйте собирать вместе оригами, больше рисуйте и перебирайте маленькие предметы. Все эти упражнения очень важны, вы даже не заметите, как почерк за считанное время улучшится.
  3. Любого родителя очень важным станет покупка прописей. Сегодня существует огромное количество этих чудо-тетрадок, которые помогают привыкать к каллиграфическому почерку. Здесь полно необходимых пунктиров и некоторых отпечатанных буковок, чтобы малыш не терялся и обводил всё то, что нужно, повторял и привыкал к написанию.
  4. Помогать ребёнку абсолютно во всём, ведь он еще очень маленький, чтобы самостоятельно учиться каллиграфии. Даже 15 минут в день будет достаточно для того, чтобы спустя полгода или год он смог красиво писать без родительской помощи. Правда, обращайте внимание, чтобы пальчики малыша не уставали, делайте зарядку.
  5. Для красивого почерка очень важно правильно держать стержень ручки. Так, для малышей продаются специальные принадлежности, в которых есть особые выемки, куда ставятся пальчики. Помните, это очень важно: положение ручки должно быть на верхней фаланге среднего пальца, большой же и указательный должны крепко обхватывать ее.
  6. Особое внимание уделите тому, как лежит тетрадка относительно ученика. Так, она должна лежать немного в наклоне: примерно 25-30 градусов по отношению к краю стола.
  7. Ни в коем случае не торопите ребёнка, не говорите ему, чтобы он быстрее писал – это лишь ухудшает почерк, ничего хорошего не получится. Дайте малышу время на то, чтобы вывести каждую буковку – для него это очень важно. Если требуется 5 минут на написание одной буквы – значит, пускай будет отведено это время, а то и больше. Впоследствии, набив руку, ребенок станет писать гораздо быстрее.
  8. Кстати, крайне важное правило, чтобы стол и стул соответствовали росту и комплекции ученика. Всё это необходимо для того, чтобы малыш комфортно себя чувствовал, не ерзал, хорошо себя ощущал. Просто представьте себе, если стол будет слишком большим, а ребенок будет еле как доставать до него – почерк, в этом случае, сильно поменяется, если не следить за габаритами, за которыми сидит ученик.
  9. Не угрожайте тем, что, если малыш что-то не так сделает, то вы заставите его переписывать абсолютно все тетради. Те родители, кто пытается таким способом напугать своих детей, очень неправы, ведь они начинают бояться сделать даже малейшую ошибку, что приводит к долгому осмыслению и обдумыванию того или иного буквенного соединения. Так, над одним словом ребенок может просидеть целый вечер, до конца его не дописав из-за боязни строгости родителя.
  10. И, конечно же, не ругайте никого за то, если что-то не получается с первого, второго или десятого раза. Но если ваш малыш красиво написал хотя бы одну буковку – не забывайте его хвалить. Это повысит его самооценку и впоследствии станет отличной мотивацией, чтобы стремиться писать красиво.

Пример обучения красивому почерку

Можно попробовать научить школьника обводке контура. Для этого продаются многие тетрадки, где нужно соединять по точками уже выделенные буквы или узоры. Есть одно уникальное упражнение: нарисовать ровные петельки друг за другом. Здесь важно, чтобы ребенок понял суть: должна быть одинаковая высота и объемность фигурок, остальное – неважно.

Так же, попробуйте дать малышу такое задание: пускай он по образцу напишет три буковки, делая между ними верное соединение. Задачу можно усложнить, дав ребенку отдельные слова, где есть как верхнее написание букв, так и нижнее. Если уделять в день «письму» хотя бы один абзац из 5-6 предложений, то совсем скоро он станет потрясающе писать, а все учителя станут удивляться, откуда у такого маленького ребенка имеется каллиграфический почерк. На данную тему полно видео-уроков и основных нюансов, с которыми столкнется каждый родитель, так что не переживайте, если боитесь соприкоснуться с проблемой, которая вам будет непонятна.

Теперь вы знаете, как научить ребенка красиво писать. Хоть этот процесс – дело сложное, зато очень важное. Все мы когда-то с этого начинали, у нас многое не получалось, но, спустя время, результат был достигнут. Теперь, нам приходится обучать наших ребятишек точно так же, как когда-то учили нас. Вспомните, какого было вам, а затем уже учите каллиграфии своего ребенка. Наберитесь терпения и помните, что не все всегда получается с первого раза. Есть вещи, на осуществление которых нужно время. Правописание и безупречный почерк еще дадут о себе знать, если несколько минут в день уделять письму и никогда не сдаваться.

Как научить ребенка красиво писать?

Если вы приняли на себя роль учителя своего ребенка и собираетесь обучить его правильно, грамотно и без ошибок писать в тетради дома, тогда вам стоит как следует подготовиться. Наша статья поможет вам ознакомиться с общими принципами и методами, благодаря которым вы сможете быстро и качественно обучить своего малыша, а также узнаете, как научить ребенка красиво писать прописью. Еще вам стоит ознакомиться с видео в интернете, где на реальном примере показывают все этапы процесса.

В связи с новыми школьными тенденциями, когда от детей требуется базовые знания алфавита и письма, каждый родитель хочет, чтобы его ребенок владел этими знаниями в совершенстве и без труда прошел экзамены по приему в учебное заведение. Здесь очень важно не переусердствовать и подойти к делу с терпением.

Для начала напомним, что важно учитывать индивидуальные особенности своего ребенка. От этого может зависеть то, когда лучше всего начать сам процесс обучения, с чего его начать и как легко он будет протекать. Допустим, ваш малыш левша, тогда обучение будет несколько отличаться от классического, также большие трудности могут возникнуть, если вы правша, а ребенок пишет левой рукой. Сложности в обучении касаются так же деток аутистов, малышейс дцп и с дизартрией.

Самым главным моментом, который необходимо учитывать при начале обучения ребенка письму — это психофизические особенности малыша. Известно, что некоторым начинать обучение стоит в 5 лет, а некоторым только с 7. Речь идет об осознанном приобретении навыка, в принципе, с детками можно и нужно заниматься куда раньше, просто преподносить это как игровую форму.

Развиваем моторику рук, прежде чем учимся писать

Основа умения писать — развитая моторика рук. Хорошая моторика позволит дошкольнику быстро и ловко освоить письменность, а также без особых трудностей красиво выводить буквы в тетради. Развить эту особенность у ребенка достаточно просто, нужно немного позаниматься с малышом следующими вещами:

  • рисованием и раскрашиванием картинок;
  • лепкой фигурок из пластилина или глины;
  • игрой с резиновыми игрушками, которые можно сжать;
  • сборкой конструкторов с мелкими деталями;
  • выполнением физических упражнений.

c"> Основные методы обучения письму детей

Любое обучение всегда начинается с ознакомления и создания мотивации. Ребенок не в полной мере может понимать, зачем ему это нужно, поэтому от родителей требуется привить своим детям желание научиться писать аккуратно, внимательно, без ошибок, да еще и красивым каллиграфическим почерком. Что для этого требуется? Вам, как родителю, необходимо подать пример, продемонстрировать малышу, как вы пишите в тетради. Ознакомьте его со всем процессом подробно и желательно в игровой форме. Дети очень любознательные и обязательно обратят внимание на то, чем вы заняты.

Подробно расскажите о том, что вы используете для письма, как ориентируетесь в тетради, а также покажите пример своей прописи. Например, напишите слово мама и продублируйте его по-английски. Затем дайте ребенку ручки и предложите самому записать пару строк с буквами. Оцените его работу, похвалите за старания и затем предложите улучшить свои навыки, мотивируя тем, что в школе это должны уметь все. Затем можно переходить к регулярным занятиям и даже к освоению навыка в совершенстве.

Сегодня родителям намного проще организовать занятия для своих деток самостоятельно, поскольку существует множество пособий и руководств с упражнениями, где детально описаны все этапы, примеры, а также представлены задания для детей, где нужно прописать буквы.

d"> Пропись — учим ребенка писать красиво

Пропись — это один из этапов освоения письменности у ребенка. Как правило, сначала он вызывает у малыша ступор, но используя простейшую технику освоения прописных букв, можно добиться быстрых результатов. Обучение письменным символам необходимо начинать не с написания целых букв, а с отдельных их элементов, например, крючков и хвостиков. Отработав каждый элемент буквы, просто соединяем их в одно целое. Простой пример с буквой «а»: в прописи она пишется как «о», после чего справа добавляется крючок. Таким же образом можно учиться писать в прописи и английские слова.

Есть много разных пособий с упражнениями, где качественно прописаны все эти этапы. Достаточно приобрести хотя бы один и немного позаниматься с малышом, отработав с ним каждую букву.

e"> Что еще нужно знать, когда учите ребенка писать?

Каждый родитель совершает ошибки, которые могут повлиять не только на развитие навыка письма у ребенка, но и на психику малыша. Чтобы избежать их, стоит помнить несколько основных принципов работы с детьми:

  • заниматься нужно не более 15-20 минут в день (зависит от ребенка);
  • нельзя ругать или кричать на детей если у них что-то не получается;
  • относитесь к обучению проще;
  • не нужно спешить! Разбейте обучение так, чтобы в день или через день выучивать и отрабатывать по одной букве;
  • не заставляйте детей писать, если у них нет настроения или если они плохо себя чувствуют;
  • будьте терпеливы и подавайте обучение в игровой форме.

Неаккуратный почерк и безграмотное письмо – распространенная проблема среди школьников. Связана она с уплотнением учебной программы и уменьшением количества часов на обучение каллиграфии и грамматике. Учитель должен поставить почерк 25-30 первоклассникам всего за полгода и дети просто не успевают выработать навык красивого и грамотного письма.

Родителям нужно помочь ребенку освоить эту нелегкую науку, не отбив интереса к обучению. Это возможно, главное – регулярность занятий.

Мотивация и поощрение

Прежде всего первоклассника нужно убедить в необходимости упражнений. Аргументы для вас и ваших детей:

  • человека с красивым почерком воспринимают аккуратным, внимательным, собранным, ответственным;
  • занятия каллиграфией развивают мелкую моторику, учат ребенка делать выводы и мыслить логически;
  • разборчивые записи легко и приятно читать, что добавляет ученикам баллов в учительских глазах. А вот за небрежность и грязь в тетрадях оценки снижают;
  • ошибки часто возникают не от незнания правил, а из-за торопливости и невнимательности. В этом случае низкая отметка обидна вдвойне, но винить приходится только себя.

Улучшить почерк можно, и начинать занятия нужно при первых признаках ухудшений. Возможны и профилактические домашние упражнения, ведь школьных уроков каллиграфии сейчас явно недостаточно.

  1. Не заставляйте ребенка заниматься, а простимулируйте плюсами такой работы – аккуратные тетради, высокие оценки, хорошее отношений учителей.
  2. Будьте терпеливы – мгновенного результата не будет. Не ругайте и тем более не наказывайте своего первоклассника, не сравнивайте его достижения с успехами других ребят – так можно полностью лишить интереса к обучению.
  3. Не подгоняйте ребенка – спешка ухудшает почерк и приводит к опискам. У каждого свой темп обучения.
  4. Не заставляйте переделывать и переписывать задания – от усталости с каждым разом это будет получаться все хуже.
  5. Хвалите за старательность и достигнутые успехи, сравнивая результаты с предыдущими работами – это даст ребенку стимул к развитию.
  6. Давайте возможность активно отдохнуть после уроков, перед выполнением домашних заданий и тренировками в рукописном письме: поиграть в подвижные игры, погулять на свежем воздухе – это насытит мозг кислородом, даст прилив сил.

Подготовка к письму

Педагоги начальной школы не рекомендуют учить писать дошкольников. Мышцы руки малыша еще не «дозрели» до таких движений, к тому же родители не знакомы с правильной техникой письма и первокласснику потом приходится переучиваться, а исправление плохого почерка сложнее, чем изначальное обучение каллиграфии.

Задача для дошкольного периода – не научить писать, а подготовить руку. Нужно постоянно тренировать пальчики – это послужит основой для умения красиво и правильно писать. Укрепить мышцы кистей помогут:

  • пальчиковая гимнастика;
  • работа с бумагой – вырезание, аппликация, оригами;
  • лепка;
  • – пальцами, карандашами, мелками, кисточками;
  • раскрашивание и штриховка готовых картинок;
  • вышивание, вязание, изготовление поделок из природных материалов, бисера, лент;
  • собирание мозаики, пазлов, конструкторов.

Такие занятия полезны и в начальной школе – для совершенствования мелкой моторики.

Постановка красивого почерка

Для возникновения и закрепления у ребенка навыка аккуратного письма потребуются настойчивость и ежедневные занятия. Обязательно контролируйте процесс, выполняйте письменные работы вместе с ребенком – первоклассникам сложно писать и грамотно, и красиво, они могут допускать ошибки по невнимательности.

Подготовьте все необходимое для занятий: простой карандаш средней мягкости, удобную (можно специальную трехгранную или с отверстиями для пальцев) шариковую или гелевую ручку, прописи 2 видов – для обводки и повторения элементов и букв по образцу, тетради в косую линию.

Будьте внимательны:

  1. Ваш ученик должен сидеть ровно, с чуть склоненной головой, обе руки – на столе.
  2. Правильное положение тетради – чуть наклонное с левым краем ниже правого. При заполнении листа тетрадь сдвигается кверху.
  3. Ручка лежит на верхней фаланге среднего пальца и фиксируется большим и указательным, кончик направлен к плечу ребенка. Пальцы немного закруглены, но не сжаты, большой выше указательного.

Несоблюдение этих правил приводит к чрезмерному мышечному напряжению и быстрому утомлению, буквы выходят корявыми и почерк формируется некрасивым.

Первый этап обучения письму – заполнение прописей, где линии, фигуры, буквы нужно лишь обвести по пунктирной линии. Ребенок натренирует пальчики и научится правильному написанию букв и их соединений. Затем добавьте графические диктанты, в которых ребенок изображает в тетради в клетку узор по инструкции: одна клеточка вправо, три вверх, две клеточки влево и т.п.

На втором этапе – работа с прописями, где нужно повторить в пустых строчках шаблонные буквы. Ребенок все время имеет перед глазами правильный красивый образец. Каждую новую букву начинайте осваивать только после закрепления красивого написания предыдущей. Потом переходите к буквосочетаниям и словам.

На третьем этапе пишите в прописях по образцу фразы и тексты.

Четвертый этап – закрепление. Ребенок ежедневно переписывает в тетрадь с опорными косыми линиями по нескольку строк из любой книги. Писать нужно не спеша, красиво и аккуратно. Это самый сложный этап – перед глазами первоклассника уже нет образца, к которому надо стремиться.

  1. На первых порах широко используйте кальку. Пусть школьник положит ее над прописью с образцовой буквой и обводит ее. Отрабатывайте навык правильного написания, пока он не станет автоматическим.
  2. Важно, чтобы ребенок при написании проговаривал буквы и каждый их элемент. Это позволяет контролировать правильность и грамотность письма, концентрировать внимание на своих действиях, благотворно сказывается на речи.
  3. Для профилактики и снижения усталости после школы и домашних занятий массируйте ребенку затылок и шею, кисти и предплечья.

Пишем грамотно

После переписывания предложений из книг пора переходить к диктантам. В этот момент становится понятно, что некоторые дети обладают интуитивной грамотностью – пишут без ошибок, даже не зная правил. Обычно это много читающие дети с хорошей зрительной памятью. Другим грамотная письменная речь дается труднее, но и таким первоклассникам родители могут помочь.

Систематически проверяйте домашние задания, по возможности первое время выполняйте их вместе с ребенком. Школьник должен объяснить, почему он написал именно так, вспомнить и рассказать необходимое правило. Проследите, не делает ли ребенок ошибок от спешки при переписывании, обязательно исправляйте такие описки, чтобы они не закрепились в памяти, и работайте над концентрацией внимания ученика.

Тренируйтесь в домашнем написании диктантов, проводите их в разных формах: переписывание текста с его проговариванием по слогам, переписывание с комментированием орфограмм – правил написания слов, написание текста на слух. Так будут работать разные виды памяти – зрительная, слуховая, моторная, слова лучше запомнятся.

Развивайте словарный запас, устную речь, память – эффективно помогают чтение литературных произведений, заучивание правил, запоминание и декламирование стихотворений. Это позитивно отразится на грамотности письменной речи, широте кругозора и общей эрудиции.

Грамотное и красивое письмо – очень сложный навык, на его формирование может уйти три-четыре года. Самостоятельно с такой задачей ученику младших классов справиться почти невозможно, однако с помощью родителей и при условии регулярных занятий выработать красивый почерк и повысить грамотность письменной речи вполне реально.