Изготовление янтаря. Как определить натуральный янтарь. Использование янтаря человеком в древние времена

В данном мастер-классе мы будем имитировать настоящий янтарь с насекомыми внутри. Вариантов использования готового изделия – множество. В данном случае он был декором ручки трости. С таким же успехом из заготовки можно сделать другие поделки и сувениры.

Материалы

Чтобы своими руками имитировать янтарь подготовьте:

  • куски фанеры;
  • состав для полиэфирной смолы;
  • краситель для придания янтарного оттенка;
  • блок МДФ;
  • состав для приготовления силикона;
  • скотч;
  • засушенное насекомое;
  • пищевую пленку;
  • наждачную бумагу;
  • токарный станок;
  • пилу;
  • острые инструменты для придания формы изделию;
  • защитные перчатки.

Шаг 1 . Вначале вам нужно будет сделать форму для отливки заготовок. Для этого возьмите блок МДФ подходящего вам по задумке размера.

Шаг 2 . Из остатков пиломатериалов или фанеры сделайте короб. Стенки его крепите между собой скотчем и следите, чтобы между ними не было просветов.

Шаг 3 . Внутрь полученного короба оправьте кусок МДФ. Приклейте его для надежной фиксации. Если вы хотите, чтобы форма получилась идеально гладкой, оберните МДФ пищевой пленкой. Так силикон точно не пристанет к дереву.

Шаг 4 . Разведите силикон в соответствии с инструкцией производителя. Залейте его в короб. Оставьте все до полного высыхания силикона. Времени на это понадобится порядка 24 часов.

Шаг 5 . С помощью воды и мерного стакана измеряйте объем вашей формы, чтобы понимать, сколько полиэфирной смолы для изготовления одного изделия вам понадобится.

Шаг 6 . Разведите полиэфирную смолу в соответствии с инструкцией производителя. Не забудьте добавить краситель для получения янтарного оттенка.

Шаг 7 . Полученный объем смолы разделите на две части. Первую залейте в форму. Заливайте аккуратно, не взбалтывая, чтобы не образовывались пузырьки. При работе с эпоксидной смолой от них можно избавиться с помощью горелки, но полиэфирная при этой же попытке просто загорится.

Шаг 8 . Дав смоле в форме постоять в течение 30 – 60 минут, чтобы она загустела, отправьте к ней выбранное высушенное насекомое. В данном случае это был большого размера комар. Чтобы он остался целым, его словили живым, поместили в банку с ваткой, смоченной в растворителе, и подождали, пока он замрет окончательно.

Шаг 9 . Залейте второй слой смолы. Оставьте все до полного высыхания заготовки.

Шаг 10 . Теперь заготовке нужно придать форму. Вы можете сделать это вручную. В данном случае использовался токарный станок. В любом варианте работ инструменты для обрезки и подгонки заготовки по форме должны быть очень острыми. Полиэфирная смола в этом плане материал капризный и хрупкий.

Шаг 11 . Тщательно отшлифуйте свою самоделку. Для удобства, смочите полученную фигуру водой и уже после обрабатывайте наждачной бумагой или шлифовальными насадками.

По окончании процесса отполируйте изделие.

Особой популярностью у представительниц прекрасного пола пользуются ювелирные изделия из янтаря. Наряду с этим натуральным и необыкновенно красивым природным камнем все чаще можно встретить украшения, выполненные из искусственного янтаря, которые выглядят очень красиво - солнечно-медовые, прозрачные и даже с каким-нибудь паучком или жучком (небольшого размера) внутри. Создание такого камня стало возможным благодаря уровню современных технологий, которые позволяют выполнить имитацию абсолютно любого природного камня. Изготовленные из них украшения и другие изделия получаются настолько естественными, что порой их невозможно отличить от настоящих. Из этого материала узнаем, как отличить натуральный янтарь от искусственного, о характеристиках камня и приготовлении его самостоятельно.

Окаменевшая смола

К одним из древнейших камней, известных человечеству, можно отнести янтарь. На протяжении многих лет (даже столетий) его широко применяли и применяют сегодня для изготовления различных ювелирных изделий и других предметов роскоши. Образовавшаяся миллионы лет назад, и окаменевшая, смола очаровывает своим теплым медовым оттенком и таинственными вкраплениями. Внутри самых дорогостоящих экземпляров содержатся застывшие насекомые или иные включения.

Органический камень в большом объеме добывают на территории Российской Федерации. Однако это не является гарантом того, что соотечественники не приобретут искусственный янтарь вместо натурального, потому как встречается довольно много недобросовестных продавцов.

Чем заменяют?

Сегодня натуральный янтарь довольно часто заменяют самыми разными материалами. Стоит ознакомиться с некоторыми их свойствами, чтобы в дальнейшем видеть разницу в том, какой это камень: натуральный или искусственный янтарь; и как отличить их друг от друга.

Подделки янтаря

Название

Свойства

Как производят?

По качествам практически не уступает природным камням. Имеет неравномерный цвет, большое количество мелких пузырьков. Обладает слабой прозрачностью.

Производится из мелкого янтаря или же его отходов.

Смола каури

Немного мягче, чем натуральный камень. Обладает ярко выраженным хвойным запахом. Внутренняя часть более однородная, не имеет волнообразных вкраплений, которые свидетельствовали бы о многолетних наслаиваниях. Качественно обработанная смола каури достигает большего сходства с подлинником.

Для производства используют живицу современных хвойных деревьев выращенных в Новой Зеландии. В ювелирном производстве встречается, но используется для производства мебели.

Такой искусственный янтарь с трудом может отличить даже опытный ювелир. Камень легче поддается плавлению, при нагревании от него исходит неприятный лекарственный запах. Копал более вязкий и мягкий.

Добывается в небольших объемах из смолы тропических деревьев.

Эпоксидная смола

Довольно известное синтетическое вещество. Обладает сильным химическим запахом, который возникает при слабом нагревании или трении.

Термопластичный продукт, который вырабатывают путем химических соединений и манипуляций.

Пластмасса

Изделия из этого материала практически невесомые. У них правильная структура без вкраплений. При тактильном контакте становится очевидным его искусственное происхождение.

Получают путем соединения химических элементов.

Искусственный янтарь из стекла имеет чрезмерную прозрачность и однородность цвета. Готовые изделия из стекла значительно превышают вес предмета, который выполнен из подлинного камня. Почти не поддается царапанью.

Получают путем нагревания кварцевого песка до очень высоких температур и моментального охлаждения с добавлением примесей.

Кроме вышеперечисленных материалов поддельный янтарь можно приготовить из полиэстера, бакелита, казеина, бернита, амброида, полиберна, акрила, фатурана, целлулоида. Следует отметить, что, несмотря на искусность ювелиров, все же возможно отличить подлинный камень от подделки.

Как отличить натуральный янтарь от искусственного?

Существует огромное количество надежных способов, позволяющих отличить натуральный камень от подделки. Значительную роль в этом играют уникальные физико-химические свойства натурального камня. Чаще всего заменители не имеют этих качеств или же проявляют их в незначительном количестве. Обратите внимание: настоящие камни имеют малую теплопроводность, при тактильном контакте с янтарем можно ощутить его тепло, изделия из стекла не обладают такой характеристикой.

Поддельный камень имеет большую твердость, чем естественный, ее можно почувствовать даже пальцами. Однако каури и копал, напротив, имеют более мягкую структуру. Давайте узнаем, как отличить настоящий янтарь от искусственного.

Визуальное обследование

В первую очередь необходимо провести визуальный осмотр. Визитной карточкой природного камня является его неординарное строение. Неоднородная структура, микротрещины, вкрапления — все это говорит о естественном происхождении. Обратите внимание на то, что изделия из стекла имеют повышенную прозрачность, отличаются игрой света. Предметы, выполненные из пластика, проявляют данные свойства с меньшей интенсивностью.

Аромат

Следует учитывать особенности аромата. У оригинального камня запах усиливается с нагреванием, например, благодаря трению. Еще один способ проверить натуральность камня - положить на менее заметный участок раскаленную иглу. Проведенные манипуляции выявят запах канифоли (смесь гвоздики и хвои).

Электростатические свойства

На следующем этапе следует проверить электростатические свойства. К одному из основных качеств янтаря относят его способность притягивать мелкие обрывки бумаги и ворсинки после интенсивного трения. Сегодня изделия из пластмасс могут электризоваться, но с меньшей силой. Смолы такой способностью не обладают.

Исследование с помощью ультрафиолета

Отличить натуральный янтарь от искусственного можно с помощью ультрафиолетовой лампы. При этом прозрачный камень будет люминесцировать голубым цветом, имеющим различную интенсивность. Дымчатые, более мутные экземпляры под воздействием лампы будут искриться бледно-голубыми переливами. Костяной вид янтаря (белый, непрозрачный) люминесцирует молочно-белым цветом с легким голубым оттенком.

Народный способ

Помимо современных способов проверки янтаря на натуральность, можно воспользоваться народным методом. Один из самых простых способов проверки его на подлинность: в стакан, содержащий соленую воду, помещаем янтарь. В том случае, если камень натуральный, он останется на поверхности, подделка же опустится на дно.

Маленькие и недорогие проекты интерьерной отделки квартиры или дома с использованием янтаря могут придать любому помещению неповторимый изумительный вид. Однако натуральный янтарь слишком дорогой для того, чтобы его применять для отделки дома, поэтому не каждому может быть по карману. Для этой цели отлично подойдет сделанный своими руками искусственный янтарь.

Имитация солнечного камня

На самом деле выполнить имитацию янтаря в домашних условиях совсем несложно. На это уйдет гораздо меньше времени, чем этот процесс занимает в природе. Приведем два метода, которыми можно воспользоваться для изготовления искусственного янтаря. Итак, как сделать самостоятельно? Рассмотрим более подробно.

Способ первый

Приготовим скипидарную смолу, канифоль, шеллак в пропорции 1:1:2. Возьмем жестяную посудину, стенки которой смажем маслом, растопим в ней скипидар. По мере того как будет расплавляться материал, в него добавляем шеллак, при этом консистенция смеси будет становится более густой и приобретет белый оттенок. После этого следует прогревать ее до тех пор, пока она не станет прозрачной. Как только это произойдет, небольшими порциями вливаем в массу, предварительно растопленную канифоль. Постепенно при нагревании масса будет делаться еще более прозрачной, желаемый цвет можно получить выбором соответствующего шеллака. Обратите внимание: чем дольше нагревается смесь, тем интенсивнее и темнее будет цвет. Кстати, камень, приготовленный в таких условиях, будет иметь более твердую фактуру. Если вы хотите получить более мягкую консистенцию, необходимо добавить чуть больше скипидара.

Полученную подделку янтаря можно отлить или же придать ей форму при помощи прессования. Затем камень можно полировать и шлифовать. Необходимо запомнить, что такой состав не чувствителен к воде, но может раствориться в спирте.

Второй способ

Вторая методика заключается в том, что в состав искусственного янтаря входит желатин. Процесс такой имитации камня более трудоемкий, потому что после того, как желатин заливается в ванночку, его необходимо присыпать мелкодроблеными слюдяными золотистыми блестками. После того, как полученное масло затвердеет, процедуру следует повторить вновь, а затем еще несколько раз. После завершения работы новоиспеченный камень следует покрыть вишневым лаком. Кстати, именно такой способ используют в своей работе реставраторы.

При изготовлении янтаря таким способом (поскольку масса изначально довольно жидкая) для большей натуральности в нее можно добавить какое-нибудь небольшое насекомое или листочек, сымитировав таким способом инклюзии. Из приготовленного этим методом янтаря можно выполнить любые украшения, например, кулоны, бусы и др.

Данные методики позволят получить искусственный янтарь в домашних условиях, как более дешевое сырье для украшений, чем натуральный камень. Однако не следует использовать этот метод для приготовления изделий в промышленных целях, выдавая такой янтарь за натуральный камень. Не стоит забывать, что изготовление и продажа подделок в нашей стране уголовно наказуемы.

Инструкция

Подделки, не обладающие свойствами янтаря, но с успехом имитирующие его внешне, встречаются очень часто. Отличить натуральный янтарь можно по цвету, по форме и по степени прозрачности. Янтарь бывает трех видов: (в эту категорию входят пенистый и костяной янтарь), полупрозрачный (в этой категории янтаря присутствуют скопления пустот, дающие облачные замутнения) и полностью прозрачный. Подделывают с равным успехом все три категории.

Если натуральный янтарь натереть чистой шерстью, он наэлектризуется и притянет к себе кусочки ниток, пыль, бумагу. С поддельным эффект будет значительно слабее. Имитацию можно определить при помощи соляного раствора, но этот способ подходит только для неоправленного янтаря. Камень кладут в соляной раствор, подделка утонет, а янтарь держится на поверхности. Определяют подлинность при помощи увеличительного стекла, мощность должна быть как минимум десятикратной. Волнистые образования, появляющиеся при спекании частиц, выдают подделку. Таким образом можно отличить янтарь от различного вида полимеров и пластиков.

Значительно сложнее бывает отличить янтарь от копала, с которым они схожи по цвету и форме. Копалом называют применяющуюся в изготовлении лаков ископаемую смолу. При нагревании запах копала неприятен, а янтарь выделяет похожий на гвоздичный аромат. Копал плавится с большей легкостью и не электризуется при трении. По сути своей он является недозрелой смолой, и состав его идентичен натуральному янтарю, но он очень мягок, вмятину на нем можно оставить иногда даже ногтем. Если нанести на камень каплю спирта и поверхность станет липкой - это копал. На копале остаются пятна от ацетона, на янтаре нет. Если же копал обрабатывают в автоклаве, он приобретает все свойства натурального янтаря и отличить подделку еще сложнее.

Прессованный янтарь - еще одна распространенная альтернатива янтарю. Продукт получают путем переработки мелких кусочков янтаря с янтарной мукой при добавлении красителей. При температуре 200-250оС и высоком давлении янтарная крошка плавится и становится однородной массой, сохраняя практически все свойства янтаря. В микроскоп специалисты отмечают изменившуюся форму пузырьков и общий характер структуры, напоминающий теперь мозаику или лоскутное одеяло. Такой янтарь, в отличие от природного, размягчается под действием эфира - поверхность становится липкой. Считается, что после нагревания особая природная последовательность и полярность молекул теряется, а именно она отличается способностью излечивать многие заболевания.

Подробный перечень материалов призванных имитировать янтарь. Во все времена – даже тогда, когда янтарь был реально дешев – ископаемую смолу древних хвойников подделывали. Часто из простого интереса к процессу, еще чаще из желания создать нечто, соперничающее красотой с творением природы. Сегодня, когда розничные цены на янтарные изделия зашкаливают, интерес умельцев определяется возможностью получения конкретной выгоды.

В ход идут самые различные природные и искусственные материалы, зачастую даже внешне не слишком схожие с натуральным янтарем. Присмотримся к наиболее распространенным имитациям драгоценного самоцвета биологического происхождения...

Копал

По происхождению копал сходен с янтарем. И то, и другое – отвердевшие смолы деревьев. Только янтарь – это смола привычных нам хвойных растений, а копал – выделения растений бобовой группы (к каковым относится, например, робиния, фигурирующая у нас как акация) или экзотических южных хвойников, таких как араукария.


Есть различие и в возрасте. Янтарю – десятки миллионов лет. Копал тоже бывает ископаемым, но его возраст не превышает трех миллионов лет – а зачастую едва набегает всего лишь 150-200 годков. Более того: подсечка определенных растений тропического пояса приводит к выделению затвердевающей живицы, которую после несложных манипуляций (в основном, вываривание либо запекание) выдают за копал ископаемый.

Визуально копал трудно отличим от некоторых сортов янтаря. Обработка застывших капель древесной живицы, проводимая в автоклавах в присутствии различных реагентов, позволяет увеличить твердость и плотность свежей смолы.

Особо выгодным является умение ввести в капельку еще жидкого смолистого натека насекомое, позволить принять ему естественную «позу», а после придать рукотворному изделию вид природного янтарного инклюза.

Смола каури


Kauri gum (или смола каури) – вещество, относящееся к копалам, и имевшее все шансы присоединиться к триумфальному шествию янтарю по ювелирным прилавкам планеты. Выделяют эту смолу деревья каури, разновидность хвойных араукарий. История каури почтенна: эти растения давали кров динозаврам...

Живицы в случае повреждения корневой системы деревья каури выделяют немало! Сильный ветер, раскачивая высокие стволы, порой рвет корни – и тогда в земле под деревом образуется внушительный (до полутонны!) натек смолы.

Однако с накоплением смоляного богатства не сложилось... Химический состав смолы каури лишь в общих чертах схож с составом янтаря – такая же степень подобия наблюдается и с физическими свойствами. Поэтому копал kauri gum по большей части используется для производства высококачественных лаков, и лишь в небольшом количестве «модернизируется» умельцами для подделок янтаря.

Смолу каури принято относить к копалам несмотря на то, что внешнее сходство kauri gum с натуральным янтарем может быть разительно сильным. В одном из музеев Окленда (Новая Зеландия) есть целый зал, посвященный каури гум. По мнению обычных посетителей, выглядят огромные глыбы смолы точь-в-точь как янтарь!

Бернит


Бернит (или, в другом прочтении, бернат) иногда выдают за натуральный янтарь. Хотя в массиве бернита собственно янтарной пыли может содержаться 5%, а может и не содержаться вовсе... Серьезные ювелирные предприятия давно перестали имитировать натуральный янтарь бернитом: искусственный камень ныне окрашивают в цвета, совершенно невозможные для ископаемой смолы, и продают как изделие, имеющее самостоятельную ценность.

Тем не менее, синтетические полиэфирные соединения, входящие в состав бернита, полностью имитируют оптические свойства медово-прозрачного янтаря. Специальные технологии обработки искусственного камня позволяют создать в массиве дефекты, усиливающие сходство бернита с янтарем.

Первые берниты производились спеканием янтарного порошка с полиэфирными смолами. Если процесс шел в присутствии кислорода, камень получался желтовато-красным. Нагревание в азотной среде заставляло бернит зеленеть.

Ассортимент сегодняшних бернитов настолько велик, а цвета настолько разнообразны, что бернитовые имитации янтаря встречаются исчезающе редко. Раньше в них просто не было нужды! Однако рост цен на натуральный янтарь может спровоцировать рост количества бернитовых подделок...


Почти год ушел у химиков Германской Демократической Республики, чтобы выполнить веление партии и создать материал, позволяющий сделать янтарное производство безотходным. Янтарная крошка, образующаяся при механической обработке натурального камня, стала основой для изготовления полиберна.

Скрепленные эпоксидной смолой мелкие и дотоле невзрачные кусочки янтаря заблистали, заиграли светом, порадовали яркими красками. Руководство коммунистической партии одобрило новацию, и промышленное производство полиберна стартовало.

Название искусственному камню немцы составили из имен двух главных составляющих материала. «Поли-» - это напоминание о полиэфирной смоле, скрепляющей осколки. Слог «-берн» взят у германского наименования янтаря – бернштейн.

Массовое производство полиберна позволило ювелирам прошлого века выпустить несколько обширных серий украшений – перстней, кулонов, брошей, серег – с полиберновыми вставками. Выпускались и предметы интерьера, выполненные из полиберна.

Вскоре, однако, мода на недорогой искусственный камень прошла. Ювелирное качество полиберна сильно зависело от декоративности поступающих на предприятие янтарных осколков. В результате различные партии материала отличались друг от друга по художественной выразительности.

В таких условиях вести ритмичное производство гарантировано качественного камня не удавалось. Предприятия переключились на другую продукцию, но технология не забылась. В наши дни несколько восточногерманских (и еще несколько западноевропейских) лабораторий выпускают полиберн мелкими партиями.

Бакелит


Лео Бэкленд, американский химик бельгийского происхождения, был человеком, смолоду мечтавшем об успехе. Однако слава, которую ему принес фенол, обработанный формальдегидом, пришла откуда не ждали. Бэкленд создал бакелит отнюдь не для фальсификации янтаря! Но Европа распорядилась изобретением своего выходца по-своему...


Не было ничего удивительного в том, что первая в мире целиком синтетическая пластмасса, пригодная для массового производства, использовалась для изготовления деталей, корпусов и кожухов всевозможных аппаратов и приборов. Бакелитовая пластмасса ушла в электротехнику и машиностроение, стала гетинаксом и текстолитом, тормозными колодками и фрикционными накладками, клеями и лаками.

Однако в милой сердцу Бэкленда Германии его химическое детище, бакелит, нашел новое применение. Дело в том, что после Первой Мировой войны страна обеднела до крайности. Люди не имели средств на драгоценные камни и ювелирные украшения, а быть красивыми немкам хотелось очень...

Вот для них-то и были синтезированы искусственные янтари, изготавливаемые из окрашенного и тонированного бакелита!

Материал оказался на редкость отзывчивым к усилиям производственников. По своей природе фенолформальдегидная смола бесцветна, однако введение примесей и небольшие изменения в технологическом процессе делают ее желтой. Янтарно желтой!

В общем, бизнесменам понадобилось сделать всего несколько маленьких шажков – и рынок Германии, а вслед за нею и всех европейских стран оказался наполнен «янтарными» бусами, клипсами и перстнями из бакелита.

Модно поветрие подхватила фирма «Паркер», выпускающая дорогие ручки. И сегодня, более чем через сто лет после изобретения бакелита, «Паркер» использует похожий на ископаемую смолу материал в производстве своих изделий.

Выпускаются в наше время – правда, небольшими партиями, – и бусы из бакелита, имитирующего янтарь. Однако спутать натуральный камень и синтетический материал непросто...

Фатуран


С фатураном – материалом давним, заслуженным – возникла путаница. Дело в том, что фатуран стар и многолик...

Изобретение фатурана пришлось на ΧVΙΙΙ век. Восточные умельцы брали отходы ювелирной обработки янтаря (пыль и стружку), смолы местных растений; смешивали продукты, грели, прессовали – и в результате получался фатуран.

Мастерство ремесленников оказалось настолько высоким, что фатурановые бусины моментально стали деньгами, эквивалентными имевшим хождение монетам. Матово блестящие бусины медово-красного цвета и сегодня производят неизгладимое впечатление. Однако рецепт трехсотлетней давности утрачен, и восстановить аутентичное производство не представляется возможным.

Так думали все, кроме доктора Трауна, гамбургского предпринимателя начала прошлого века. Увидев высокий коммерческий потенциал в бакелите, Траун решил слегка видоизменить технологический процесс и выдать минимально измененный (попросту подкрашенный) бакелит за любимый Востоком фатуран.

Афера удалась. Вплоть до начала 40-вых годов ΧΧ века компания Трауна занималась поставками новодельного фатурана на Ближний Восток. Транзит велся через Турцию. Товар проник во все страны Передней Азии.

Воодушевленные успехом Трауна, современные мошенники продолжают преступные опыты, и пытаются имитировать как натуральный янтарь, так и старинный фатуран смешением невесть каких синтетических ингредиентов. При этом все единодушно называют свои поделки фатураном.

Ни бакелит доктора Трауна, ни поделки наших дней никакого отношения к ставшему драгоценным старинному фатурану не имеют. А сам фатуран (даже самый что ни на есть настоящий) родственен янтарю весьма косвенно...

Может показаться, что искусственная узорчатость целлулоида превосходит очарование натурального янтаря. Но есть красота, а есть красивость...

Целлулоид в известном нам виде был изобретен в Америке, в 1869-м году. Джон Уэсли Хайат, запатентовавший название нового материала, стремился создать полноценную замену . Однако его последователи пошли дальше, и сумели из камфары, нитроцеллюзы и коллоидного красителя синтезировать материал, отдаленно напоминающий натуральный янтарь.

Имитирующий янтарь целлулоид использовался как декоративная накладка на столовые приборы. Из него формовали рукоятки. Им отделывали различные бытовые изделия. Выпускаются целлулоидные пластины псевдоянтарной фактуры и сегодня. В большинстве случаев окраска таких изделий яркая, кричащая, и ничего общего с прекрасным ископаемым камнем не имеет.

В условиях современности выпуск целлулоида ограничен: этот материал крайне горюч, его использование где бы то ни было считается небезопасным. Наткнуться на целлулоидный «янтарь» на рынке украшений – непросто...

Казеин – основа производства галалита


«Янтарные» бусинки, изготовленные из пластмассы, синтезированной из казеина. Казеин это белок обработанный формальдегидом.

Вообще-то казеин – это молочный белок. Химики начала ΧΧ века попытались обработать казеин формальдегидом, и в результате получили смолу, пригодную для использования в промышленности. В Советском Союзе, склонном к присвоению своих названий всему на свете, новый материал назвали галалитом.

Производство пластмассы из молочного белка казеина было разработано и организовано в Германии, в первой четверти прошлого века. Советское правительство распорядилось приобрести готовое производство у немцев в 1925-м году.

На следующий год завод дал первую продукцию. Пластической массе было присвоено звучное имя «галалит», от греческого «гала» - молоко, и «литос» - камень. Название прижилось лишь на территории СССР. За границей эту разновидность пластмассы звали (и зовут) казеином – по названию главного ингредиента синтеза.

Технологи галалитового производства быстро добились известного разнообразия своей продукции. В зависимости от количества гидроксильных групп, интегрированных в молекулу искусственного полимера, материал выходил желтоватым или буро-красным, полупрозрачным или совершенно не пропускающим свет.

Красящие добавки позволяли создавать самые различные вариации имитаций природных материалов. Из галалита производились «роговые» гребни, «перламутровые» пуговицы, «янтарные» бусины. Галалитовые пластины, цветом и фактурой схожие со слоновой костью, шли на изготовление клавиш для фортепиано.

Галалитовый «янтарь» нередко походил на отдельные сорта подлинного янтаря. Однако спутать искусственный материал с ископаемым камнем трудно. Галалит существенно тяжелее янтаря. У синтетического вещества большая теплопроводность: оно холоднее на ощупь.

Промышленное производство галалита в Советском Союзе было прекращено без малого полвека назад. Однако сегодняшние частные мастерские вполне могут использовать отработанные в прошлом технологии для изготовления подделок янтаря. Казеин свободно реализуется молокоперерабатывающими заводами, в методах обработки молочного белка формальдегидом секретов нет...

Акрил


«Янтарные» браслеты. Бусины браслетов изготовлены из акрила. Нередко и, к сожалению, небезуспешно такие поделки выдают за натуральный янтарь

Полиметилметакрилат известен довольно давно. Это вполне заурядное органическое стекло, иначе называемое плексигласом или попросту акрилом. В годы Второй Мировой войны из плексигласа изготавливали прозрачные элементы самолетных кабин. В наши дни из окрашенного в молочный цвет акрила делают ванны, а из прозрачного пластика, подкрашенного в цвет меда – имитации янтаря.

Принять акриловый «янтарь» за настоящий можно только издалека либо на фото. Слишком явна искусственность материала. Слишком заметна рукотворность внутренних дефектов и включений. Акрил нарочито блестящ, а форма его бусин идеально стандартна.

Однако непосвященного человека акриловые изделия ввести в заблуждение способны. Современные методы изготовления подделок порой достигают цели. Акриловый «янтарь» - особенно на фото и видео – выглядит не просто как настоящий, а как ювелирный янтарь образцового качества.

Отмечены случаи фальсификации акрилом украшений премиум-класса. Копируя модели известных дизайнеров, мошенники в точности повторяют форму золотой и серебряной оправы, моделируют выразительность янтарного кабошона.

Рекламируются такие подделки через интернет, реализуются по почте. На видеороликах янтароподобный акрил и «самоварное золото» выглядят чрезвычайно презентабельно. Неплохо смотрятся изделия и в натуре – некоторое непродолжительное время...

Однако первый же визит к ювелиру проясняет ситуацию: бижутерия, даже особо качественная, не стоит столько же, сколько стоит натуральный янтарь в золотой оправе.

Ресолан и новолак

Бусы из новолака. Сходство с натуральным янтарем сомнительно, с фатураном – практически полное. Однако фатуран, в отличие от новолака стоит намного дороже. Ответ на вопрос – «почему?» скрыт в статье.

Ресолан и новолак – это хорошо нам знакомый бакелит, только названный по-другому. Разноголосица возникла из-за нежелания разворотливых европейских предпринимателей покупать патент на производство бакелита. Не хотелось им, кроме того, именовать свою продукцию прмелькавшимся именем заокеанского химика... Ведь публика, как известно, падка на новенькое.

Таким образом, забытые сегодня бизнесмены Старого Света на границе ΧΙΧ и ΧΧ веков решили подзаработать деньжат на чужой интеллектуальной собственности. Переняв в общем-то несложные заокеанские технологии, они взялись радовать Европу женскими украшениями. И если бакелит, названный ресоланом, позволял более или менее достоверно имитировать природный янтарь, новолак использовался двояко.

Во-первых, из новолака формовали обычные бусины. Во-вторых, фенолформальдегидную смолу превращали в вязкую жидкость, покрывали ею граненые бусины из плексигласа, и продавали поделки как ценные изделия из новолака.

Бизнес продолжался не слишком долго, но некоторое количество изделий сохранилось да наших дней. Хорошее качество новолака и ресолана заставляет современных коллекционеров платить немалые деньги за раритетные подделки.

Полиэстер


Великолепный браслет, выполненный из красного полиэстера. Как жаль, что он не янтарный!

Полиэстер, полностью искусственное вещество, и натуральный янтарь, древняя окаменелая смола хвойных деревьев, – химические родственники. Оба соединения относятся к полиэфирам. Только полиэстер производится и потребляется тысячами тонн (в основном в виде тканей), а янтарь – добывается из отложений и служит в основном для любования.

Химическое сходство веществ нередко становится основой структурного подобия образцов. Надо отметить, что полиэстер и янтарь могут быть настолько схожи друг с другом внешне, что говорить приходится не об уподоблении, а о копировании.

К счастью для покупателей янтаря, большого распространения полиэстровые подделки (пока) не получили. Одна из причин состоит в абсолютном преобладании на рынке полиэстера, пригодного лишь для создания волокнистых материалов. Требуются специальные реагенты и термические установки высокого давления для превращения промышленного полиэстера в псевдоянтарь.

Правда, сходство настоящего янтаря и «янтаря» из полиэстера исчерпывается оптическими свойствами материалов. Полиэстер легче и теплее на ощупь, при нагревании (даже в руке) источает запах пластмассы.

Да и мошенники-фальсификаторы пластмассового «янтаря» работают сегодня грубовато. Имитируемые ими дефекты натурального камня в полиэстровых кабошонах и бусинах выглядят нарочито, чересчур искусственно и броско. Однако ничто не мешает ремесленникам нанять талантливого дизайнера и достичь более высокого профессионализма...

Амброид – прессованный янтарь


История возникновения амброида восходит к древнейшим временам. Римляне, придумавшие проваривать янтарь в меду для придания ему более густого цвета, предпринимали опыты по прессовке размягченных осколков камня – но результаты их не удовлетворили, и попытки прекратились.

Больших успехов добились средневековые арабы. Наступление Нового времени дало всплеск пользовательского интереса к недорогим украшениям из янтаря. И вот в 1881-м году, в Австрии, были осуществлены по-настоящему удачные пробы изготовления ювелирного материала из отходов янтарного производства.

Нагретые и спрессованные опилки янтаря при должном мастерстве ремесленников превращаются в вещество, как две капли воды похожее на непрозрачные сорта ископаемой смолы. Последующие циклы нагревания-сдавливания-охлаждения в различных средах приносят осветление амброида, либо наоборот, сгущение его цвета и снижение прозрачности.

Советский союз, ведший масштабную добычу янтаря, отработал технологии прессования янтарной крошки, гостировал продукцию, наводнил внутренний рынок дешевыми и качественными изделиями из амброида.

Настолько качественными, что ныне советский амброид не считается подделкой под янтарь. Его статус – драгоценный камень сниженного сорта. При всей спорности подобной формулировки, следует признать: амброид на 100% состоит из ископаемой смолы, окаменевшей за миллионы лет нахождения в грунте (однако претерпевшей изменения по воле человека).

Современные предприятия еще более усовершенствовались в производстве амброида. Готовые изделия, вышедшие из-под пресса в последние годы, трудно отличить от натурального янтаря. Одни только пузырьки воздуха, вытянутые и деформированные в процессе прессования, выдают искусственное происхождение украшений.

Инклюзы


Инклюз паука в натуральном балтийском янтаре. Отлично видна полупрозрачная полость на месте усохшего брюшка паука. Очевидно: паук не вчера запечатан!

Испокон веку подлинность янтаря определялась в том числе и наличием инклюзов – биологических остатков, миллионы лет назад запечатанных в живичных натеках. Но кто в детстве не развлекался утоплением мух в свечном стеарине? Современные мошенники продолжают детские игры, и с увлечением заталкивают в твердеющую синтетику и мух, и пауков, и даже мелких рептилий.

Разница иногда трудноуловима, но в большинстве случаев очевидна. Паучок или комашка, плененные смолой сто миллионов лет назад, давно утратили плоть и стали полупрозрачными. Их тело исчезло! Остался лишь обесцвеченный (в большинстве случаев) хитиновый покров, да точная форма существа, жившего некогда на Земле.

Инклюз в натуральном янтаре – на 99,9% пустота, полость!

Подделки же демонстрируют залитых смолой насекомых во всей их первозданной красе. Синтетические полимеры нередко выступают в роли консервантов, а потому мясная муха, «упакованная» в смолу лет двести назад, выглядит как живая – и так же блестит сине-зеленым покровом!

Искусственные инклюзы выдают себя и неестественностью объектов. Насекомое, прилипнув к смоле, остается целым. Пинцеты и прочие инструменты ремесленников грубы, и часто лишают комашек крылышек или лапок.

Однако на рынке геологических раритетов и ювелирных изделий из янтаря немало подделок, почти неотличимых от подлинного камня. Искусственные смолы определяются спектрометрами? Мошенники – в свете текущего повышения цен на янтарь – спешно закупают затвердевшую смолу араукарий Южного полушария, плавят ее, и помещают в отливки не только насекомых и паучков, но и мелких рептилий, и даже экзотических моллюсков.

Классифицируя подделки как редчайшие инклюзы, нанятые пропагандисты убеждают коллекционеров приобретать «янтарь», пока не явились представители богатых музеев. «Таких экспонатов, - нашептывают искусители, - нет даже в музеях естественной истории Лондона и Нью-Йорка!»

И невдомек незадачливому покупателю, подписывающему распоряжение на многотысячный платеж, что потому и нет, что музеям подделки неинтересны!

Фальсификаторы янтаря наращивают арсенал преступных приемов, совершенствуются в умении обманывать. Самая свежая тенденция рынка – выдача изначально недорогих, но видоизмененных и «усовершенствованных» копалов за янтарь. Не дремлют и самодеятельные химики. Искусственные смолы и даже композиты все чаще принимают облик янтаря – молчаливого свидетеля незапамятных времен, извечного символа Солнца, старинного друга человека и человечества.

Бусы из мадагаскарского копала бледно желтого цвета. Их несложно принять за настоящий янтарь. Хоть копал – это тоже ископаемая смола, но янтарем его не называют в силу различий в происхождении и возрасте.



Полированный кусочек затвердевшей смолы хвойного дерева Каури, произрастающего в Новой Зеландии.


Колье с крупными бусинами из бернита очень похоже на изделие из натурального прокаленного янтаря.


Кабошон, выполненный из полиберна. Отчетливо видны кусочки янтаря внутри кабошона. Природный янтарь таким не бывает. Распознать имитацию не составляет труда!


Бусы из желтого бакелита. Принять бакелит за натуральный янтарь сложно. Искусственный материал выдает себя в том числе и строго направленным рисунком текстуры.


Бакелитовая бусинка на просвет. На фото четко видны сонаправленные волокна материала. Такой рисунок не свойственен ни янтарю, ни фатурану.


Старинные бусы из непрозрачного фатурана красного цвета. Язык не поворачивается назвать этот материал имитацией янтаря. Фактически это самоценный материал, шедший на четки и бусы, столь популярные на Востоке. Сегодня украшения из этого раритетного материала высоко ценятся коллекционерами. За бусы или четки из НАСТОЯЩЕГО фатурана платят по меньшей мере 1000 долларов, и это далеко не предел цены. Старый фатуран сегодня является объектом подделок – так же, как и натуральный янтарь. Бусы советского производства. Материал – прессованный янтарь, он же амброид. С наступлением 2013-го оживился народ. Теперь эти бусы активно скупаются людьми, но не для того, чтобы носить их как раньше, а чтобы перепродать по дороже друзьям из Поднебесной. Сколько стоит Янтарь Обзор цен на янтарь сырец, полуфабрикаты и украшения из янтаря на 2014 год. Зеленый янтарь Красный? Желтый? Зеленый! Многоликий янтарь...

Представляющий из себя ценную смолу древних хвойных деревьев, пытались подделывать разными способами: иногда просто из интереса. Но чаще людьми руководило желание посоревноваться с природой в мастерстве красоты и необычности. В конечном итоге это вылилось в массовые подделки под янтарь, которые продаются повсеместно и очень успешно - часто благодаря заниженным ценам на изделия, изготовленные из совершенно других материалов. Из них мы рассмотрим самые популярные, происхождение которых может быть и естественным, и искусственным.

По своей природе он во многом напоминает янтарь, потому что представляет из себя затвердевшую древесную смолу, но смола янтаря происходит от хвойников, а не от бобовых растений. К тому же, янтарь существует миллионы лет, а копал едва ли превышает «возраст» всего лишь в 1000.

Внешне копал бывает невозможно отличить от янтаря, особенно от некоторых его разновидностей. Обработка в автоклаве с использованием различных химических реагентов повышает плотность и твердость смолы бобовых. Одним из самых распространенных способов привлечь покупателей можно назвать «искусство» вводить в жидкую смолистую каплю какое-нибудь насекомое, а потом говорить о том, что это - дело рук самой природы.

Выделяется деревьями с аналогичным названием, которые представляют собой разновидность хвойных. Смола у них обильно выделяется в случае, если сильно повреждена система корней. Иногда вес смолы может составлять полтонны и даже больше. Однако ее химический состав напоминает янтарь только приблизительно. То же самое касается и физических характеристик смолы каури. Эти деревья тоже относятся к копаловым. Их смолу применяют в производстве лаков высокого качества, и только некоторые «производители» занимаются тем, что подделывают ее под янтарь.

В новозеландском Окленде есть музей, в котором деревьям каури отведено огромное помещение. Как говорят обыватели, смолу этого дерева по внешнему виду совершенно невозможно отличить от янтарной.

В берните может содержаться небольшой процент янтарного вещества - около 5%. Крупные ювелирные фирмы давно уже отказались от имитации янтаря с его помощью. Сам искусственный камень бернит часто красится в разные цвета и продается в качестве самостоятельного изделия, пользующегося неплохим спросом. Однако те соединения из полиэфира, которые имеются в составе бернита, могут хорошо «сойти» за прозрачно-медовый янтарь. В берните до сих пор искусственно создаются дефекты, благодаря которым его трудно отличить от янтаря невооруженным глазом.

Первоначально изготовление бернитов выглядело так: порошок из янтаря смешивался (спекался) со смолой из полиэфира. При условиях протекания процесса в кислородной среде цвет камня выходил желтоватым с красным оттенком, а если он нагревался в азотной среде, то становился зеленым. На сегодняшний день ассортимент бернитовых изделий очень широк, при наличии фактически всей цветовой гаммы. Может получиться и так, что цены на янтарь сильно вырастут, а значит, и количество подделок из бернита тоже возрастет.

Это искусственный камень, который был создан в советское время в ГДР из янтарной крошки, скрепляемой с помощью эпоксидной (полиэфирной) смолы. Именно она придала мелким кусочкам янтаря яркие краски, которые были одобрены руководством коммунистической партии Германии. В короткое время производство полиберна приобрело массовый характер. Само название камня происходит от наименований двух его составляющих: «bern» было взято от «bernstein» (янтарь), а «поли» - первые буквы, обозначающие название смолы, которая скрепляла янтарные кусочки.

В эпоху интенсивного выпуска полиберна было произведено множество украшений со вставками из этого материала, а также интересные интерьерные предметы. Но очень скоро полиберн вышел из моды, потому что его качество напрямую зависело от того, какие осколки янтаря поступают на производство. Поэтому выпускать изделия со стабильной гарантией одного и того же качества стало невозможным.

Несмотря на это, технология не канула в Лету окончательно: даже сейчас в Восточной части Германии и в некоторых странах Западной Европы есть лаборатории и предприятия, выпускающие небольшие партии полиберна.

Бакелит

Этот искусственный камень был изобретен американским химиком Лео Бэклендом: он обработал формальдегидом фенол, и получилась первая в мире синтетическая пластмасса. Сам Бэкленд сделал этот опыт просто ради любопытства и совсем не ради того, чтобы созданный им материал применялся для изготовления янтарных подделок. Однако судьба распорядилась иначе.

Вначале бакелитовая пластмасса получила широкое распространение при изготовлении запчастей к разным приборам, а также их корпусов - в сфере машиностроения и электрической техники. Из бакелита успешно производились колодки для тормозов, клеящие материалы и строительный лак.

В Германии бакелит, наряду с полиберном, нашел свое применение при изготовлении украшений «под янтарь». Изобретение бакелита пришлось как раз на то время, когда закончилась первая мировая война. У людей не было финансовой возможности покупать дорогие украшения из естественных камней. Поэтому синтезирование «аналогов» из пластмассы и получило такое широкое распространение.

Сама фенол-формальдегидная смола не имеет цвета, но если ввести в нее некоторые примеси и применить по отношению к ней несложные технологии обработки, она приобретает красивый, янтарно-желтый цвет. Таким образом, рынки всех стран Европы вскоре наполнились бакелитовыми изделиями «под янтарь». Кстати, известная фирма «Паркер» взяла на вооружение эту технологию. Сейчас компания активно применяет бакелит при изготовлении своих знаменитых ручек.

Этот материал был изобретен давно и заслуживает определенного уважения. Создан он был в XVII веке, когда восточные мастера брали в обработку янтарную пыль и стружку, смешивали со смолами различного происхождения, а потом нагревали и прессовали. Так и получился фатуран. Изделия из фатурана отличаются удивительной красотой: цвет у него медово-красный с чудесным матовым отливом. К сожалению, технология производства оказалась потеряна, и восстановить оригинальные методы изготовления фатурана уже невозможно.

Но когда бакелит приобрел в Европе мощный коммерческий успех, некий доктор Траун из Гамбурга хитроумными способами видоизменил его, придав ему сходство с фатураном. Траун просто подкрасил камень, и мошеннический замысел удался на славу. Фирма Трауна активно занималась изготовлением фатурановых подделок до начала сороковых годов прошлого столетия и поставляла их на Восток. Современные «умельцы» и по сей день занимаются этим мошенничеством, подделывая и янтарь, и фатуран при смешении невесть каких синтетических материалов.

Его изобрели в Америке во второй половине XIX века. Запатентовал целлулоид Джон Уэсли Хайт. Изначально его целью было имитировать натуральную слоновую кость, однако в дальнейшем из нитратной целлюлозы, камфары и коллоидных красок удалось получить изделие, которое можно было с успехом выдавать за янтарь.

Целлулоид, сделанный «под янтарь», применялся в качестве декоративных отделок столовой посуды. Он производится в форме пластин, фактура которых очень напоминает янтарь. Но он выдает себя слишком яркой, «кричащей» расцветкой, которая свидетельствует о его искусственном происхождении.

Интересным фактом является то, что сейчас целлулоид выпускается в очень ограниченном количестве по причине горючести и небезопасности данного материала. Увидеть целлулоидные подделки под янтарь в розничной продаже не так-то просто.

Казеин

По своей сути, это один из молочных белков. В начале ХХ века казеин пытались обрабатывать формальдегидом, в результате чего получилась смола, которую активно стали применять в промышленном производстве. В СССР этот материал стал называться галалитом, будучи полученным от немцев в качестве готового производства.

При изготовлении казеина (галалита) использовались технологии, позволившие добиться разнообразия товаров. В молекулы искусственного материала интегрировалось определенное количество веществ гидроксильных групп. Получился камень желтоватого цвета, а также красно-бурый, который абсолютно не пропускал свет. Добавки из красящих веществ помогали в создании материала, похожего на разные природные камни, не только янтарь. Галалит подделывали под перламутр и слоновую кость. Из него даже делали клавиши для пианино.

Если внимательнее посмотреть на галалит, он намного тяжелее, чем натуральный янтарь. Его теплопроводность гораздо больше, и галалит наощупь холоднее янтаря. В СССР галалит был снят с производства более полувека назад. В данный момент технологии его изготовления применяются в небольших частных мастерских.

Полиметилакрилат, или просто акрил получил широкую известность уже давно. По своей сути это не что иное, как стекло (плексиглас). Когда шла вторая мировая война, из плексигласа изготавливались стеклянные части кабин самолетов. Сейчас распространены акриловые ванны, а если этот пластик подкрасить медовым цветом, получается не совсем удачная подделка, которую можно принять за настоящий янтарь только на фотографии, либо издалека. Акрил имеет кричащую, вызывающую окраску, формы его бусин подозрительно идеальны, что нехарактерно для изделия природного происхождения.

Однако неопытных людей легко обмануть. Особенно красиво смотрится акрил на фотографиях и видеозаписях, привлекая многочисленные взгляды тех, кто не так хорошо разбирается в качестве ювелирных украшений. При первой же консультации ювелира-профессионала подделка распознается моментально.

Новолак и ресолан

Это разновидности бакелита, названные иначе по причине того, что европейские изготовители не пожелали приобретать за деньги патент на его производство и умело вышли из ситуации, придумав собственные названия. К тому же, покупателям всегда нравятся новшества - так почему бы не порадовать ими?

Ресолан и новолак вошли в европейский обиход на рубеже XIX и XX веков. С помощью ресолана янтарь удавалось имитировать довольно неплохо, а новолак использовали как для изготовления обычных «янтарных» бусин, так и в качестве покрытия изделий из плексигласа с целью выдать их потом за ценное украшение.

Изделия из полиэстера

Это вещество имеет искусственное происхождение и отличается удивительным химическим родством с натуральным янтарем.

Оба экземпляра очень схожи между собой в плане структуры, но подделки из полиэстера не имеют широкого распространения. Причина в том, что на рынке применяется тот вид полиэстера, который годится лишь для создания ткани волокнистой формации. Для превращения этого синтетического материала в фальшивый янтарь требуется применение специальных химических реагентов и реакция под большим давлением.

Распознать подделку в данном случае очень легко, потому что при трении и нагревании изделие из полиэстера имеет ярко выраженный запах пластмассы. К тому же, такие изделия, как и многие другие подделки синтетического происхождения, смотрятся дешево и очень броско.

Прессованный янтарь-амброид

Технология проваривания янтаря в меде была придумана древними римлянами. Этим они добивались от него более густой окраски, а также проводили опыты, прессуя осколки камня, размягченного путем нагревания. В Средневековье арабские мастера добились такого же успеха, а в Новое время недорогие украшения из прессованного янтаря получили широкое распространение среди потребителей. В Австрии в конце XIX века впервые провели пробные попытки изготовления янтаря из его отходных материалов, и это также увенчалось успехом.

Опилки, янтарная крошка и маленькие кусочки подвергаются нагреванию, прессуются и, если при этом уровень мастера высок, получается вещество, которое от природного янтаря отличить практически невозможно. Амброид может стать светлым или темным, в зависимости от применяемых к нему технологий обработки. Как известно, в СССР проводились масштабные работы по добыче янтаря, и технологии были отработаны до мелочей. Продукция получила сертификат ГОСТа, а изделия продавались недорого, имея при этом прекрасный уровень качества.

Качество украшений из отходов янтаря в советские времена оказалось настолько высоким, что сейчас амброид, сделанный в СССР, официально не является подделкой. Ему присвоено «звание» драгоценного камня более низкого сорта, потому что амброид на 100% состоит из натуральной смолы, которая изменила свою форму по человеческой воле.

Сейчас существует большое количество фирм-изготовителей, которые продолжают традицию этих технологий. Даже специалистам порой трудно провести различие между амброидом хорошего качества и натуральным янтарем, и только воздушные пузырьки, находящиеся внутри изделий (результат прессования) выдают рукотворность этих украшений.

Инклюзы - это остатки некогда живых организмов, «запечатанных» природой в окаменевшую каплю янтарной смолы. Иногда встречаются и целые насекомые, которых можно хорошо разглядеть внутри украшений. Мошенники умело пользуются тем, что покупателям нравится экзотический вид инклюзов. Они помещают в постепенно затвердевающие синтетические материалы мух, жучков и прочих насекомых.

Отличить поддельные инклюзы от природных очень легко: насекомые, попавшие в плен смолы много миллионов лет назад, давно уже лишились своей плоти и приобрели полупрозрачную окраску. От них остается только хитиновый покров, либо отпечаток точной формы того или иного существа.

Что же касается поддельных инклюзов, они представляют собой насекомых так, как будто они только что попали внутрь изделия. Кстати, именно синтетические полимерные подделки под янтарь служат порой отличным консервантом для мясной мухи, и если она была помещена внутрь синтетики 200 или 300 лет назад, спустя столетия она будет выглядеть такой же зеленой, как и раньше.

Безусловно, подделки могут быть и очень качественными, и покупатели до сих пор ведутся на них, в то время как обманщики и мошенники продолжают расширять арсенал средств для того, чтобы заниматься преступным надувательством. Разные виды смол иного происхождения и синтетические материалы, к сожалению, все чаще выдаются за янтарь, и порой только очень опытные специалисты могут распознать их истинную «природу».