Интересные семейные фотосессии. Зачем нужна семейная фотография? Отвечают ведущие мастера жанра. Семейная фотосессия в стиле Jeans

Мы с нетерпением ждём праздников, выходных и сезон отпусков. Это время дарит нам массу возможностей запечатлеть свою семью в нескольких портретах .

В свежем выпуске периодической "колонки", посвящённой типичным ошибкам фотографов, наш руководитель отдела тестирования Анжела Николсон показывает несколько общих ошибок семейной фотографии, которые совершают фотографы. Также она предлагает некоторые рекомендации для их исправления.

Ошибка #1. Разбудить ребёнка

Тщательно планируйте время для съёмки. Пока у вас не появился ребёнок, первый в мире, любящий, когда его будят, лишь для того чтобы сфотографировать бодрствующим.

Чтобы младенец выглядел на фотографиях счастливым, смените ему пелёнки и дайте возможность хорошенько отдохнуть, сытно поесть и проветриться на свежем воздухе. Делайте снимки в промежутке между упомянутыми процедурами.

Почему бы не совместить съёмку с послеобеденной прогулкой? Попросите всех укутаться поуютнее, потеплее и отведите в близлежащий парк или рекреацию.

На улице гораздо больше света, а в пасмурный день, по идее, освещение равномернее.

В качестве альтернативы, если хотите фотографировать дома, попробуйте повысить чувствительность камеры и вооружитесь одной, а то и двумя, внешними вспышками. Направьте их в белый потолок или стену, чтобы увеличить площадь светового пятна и получить мягкое, равномерное освещение.

Если цвет потолка или стен отличается от белого, приобретите рассеиватель или софтбокс для внешней вспышки.

Ошибка #4. Бликующие очки

Очки могут создать проблемы при съёмке, потому что они отражают свет и дают блики.

Если на время съёмки вы попросите снять очки члена вашей семьи, который постоянно их носит, то на фотографии он будет выглядеть очень непривычным.

Чем меньше времени вы затратите на съёмку, тем, возможно, проще вам будет. Перед тем, как собрать людей, спланируйте съёмку: выберете место и продумайте расположение каждого героя в кадре.

Свисток или издающая пронзительные звуки игрушка помогут вам направить взгляды как взрослых, так и детей туда, куда Вам нужно.

Ошибка #6. Закрытые глаза

Всегда найдётся герой, который закроет глаза в тот момент, когда остальные выглядят наилучшим образом.

Существует забавный способ избежать этой специфической проблемы. Попросите закрыть всех глаза, а открыть по вашему сигналу - в момент, когда вы нажимаете на кнопку спуска затвора.

Конечно, вы рискуете запечатлеть довольно странные, с распахнутыми глазами, выражения лиц. Особенно, если подадите сигнал гудком клаксона. Но ведь это часть забавы!

Другое решение - сделать серию снимков в надежде, что хотя бы на нескольких кадрах все герои получаться с открытыми глазами.

И даже если чуда не произошло, воспользуйтесь специальными программами, например, Adobe Photoshop Elements или подобными. В них достаточно просто можно заменить "закрытые глаза" героя на его "открытые глаза", скопированные из другой фотографии в серии.

Ошибка #7. Напряжённые позы

Семейные фотографии хороши, когда люди на них выглядят расслабленными. Принуждённые позы смотрятся наигранно и сами по себе неудобны.

Если в качестве места для съёмки вы присмотрели диван в гостиной, что вполне логично, попробуйте настроить героев так, чтобы они не зажимались, или не вытягивались в струнку словно истуканы, или не были похожи на спортсменов местной футбольной команды во время съёмки на постер: в два ровненьких ряда.

Пусть кто-то сядет на подлокотник, другой станет позади спинки, а третий сядет перед диваном. Всё это добавит картинке динамики.

Если вы снимаете на открытом воздухе, лавочка - хорошая замена дивану. Также рассмотрите сооружения на игровой площадке или, даже, срубленное дерево, добавив тем самым атмосфере кадра непринуждённости.

Ошибка #8. Что у вас на голове?

Вне зависимости от того фотографируете ли вы в помещении или на улице, отслеживайте фон: есть ли в нём объекты, произрастающие из голов портретируемых?

В помещении это может быть светильник, верхушка новогодней ёлки, на открытом воздухе - чаще всего - деревья, столбы, уличные фонари и дорожные знаки.

Осмотритесь вокруг, прежде чем фотографировать. Если необходимо, переместите нарушающий гармонию предмет, по-иному скомпонуйте кадр или найдите подходящее место съёмки.

Ошибка #9. Несогласованные пары

Несмотря на то, что вы можете не одобрять выбор вашей сестры, она вряд ли будет счастлива, если на каждом снимке она и её молодой человек будут стоять порознь.

Пробуйте организовывать логические группы: дети рядом со своими родителями или вместе бабушкой и дедушкой, мужья рядом с жёнами.

Узнайте больше: 17 романтических поз для пары , которым вы скажите "То, что надо!"

В идеале поместите в центр кадра бабушку и дедушку, окружив их остальными членами семьи.

Если на семейный вечер ваш брат привёл подружку, с которой знаком пару недель, обязательно сделайте снимки, где она находится вместе с ним и с остальными членами семьи. Но сделайте снимки, где её нет. Вдруг они не собираются становиться партнёрами по жизни.

Ваш брат скажет вам спасибо, если они разойдутся на третьей неделе.

Ошибка #10. Сапожник без сапог

В том, что вы фотографируете свою семью, кроется одна из проблем: вы вне кадра.

Не оставляйте её без решения, действуйте. Установите фотоаппарат на штатив , убедитесь, что для вас найдётся местечко в общем снимке, настройте камеру на съёмку с задержкой (в идеале, не менее 10 секунд). Как только нажмёте на кнопку спуска затвора, мчитесь к близким.

"Забеги на время" могут вас увлечь и, к тому же, поспособствуют появлению более интересных фотографий, в сравнении с теми, которые вы получаете, стоя у штатива.

Более технологичным решением является использование пульта дистанционного спуска затвора . Спокойно займите место в кадре и жмите кнопку.

В некоторых случаях вы даже можете отследить сюжет на экране смартфона и использовать последний для спуска затвора. Всё это упрощает жизнь. Но с автоспуском смешнее.

Для фотогафа, навыки в семейных портретах являются важными. Взгляните на историю фотографии, один из самых популярных жанров, не только абстрактное исскуство или фотографии домашнего питомца, но и фотографированией людей и их семей. В этой заметке я расскажу о 10 советах которые смогу вам помочь работать в этом жанре.

Что нужно делать при съёмке семейного портрета

1) Плотнее собираем всех в кадре

Не первый раз сталкиваюсь с тем, что большинство семей в групповом портрете не становятся друг к другу достаточно близко. Может это "американское личное пространство", но это всегда было проблемой для меня, ведь это семья, нужно показать насколько они близки, так что постарайтесь сделать так, чтобы они были как можно ближе к друг другу. Но желательно чтобы они не стояли уперевшись друг другу в плечо, для начала попробуйте разместить их под небольшим углом, чтобы плечи перекрывали друг друга. Также обратите внимание на возраст вашей семьи. Если есть бабушка, убедитесь что у вас есть стул для неё. Если же бабушка и дедушка, то вам понадобиться два стула;)

2) Скоординируйте в выборе одежды
Перед тем как встретится с семьей, вы должны дать им правильное направление в выборе одежды для съёмок. Конечно окончательный выбор будет зависить целиком от них, но стоит всёже напомнить об избежании экстремальных цветов, логотипов и рисунков на одежде. Это поможет вам в дальнейшей постобработке. и возможности сделать два варианта снимка - цветной и чёрно белый. Как я уже сказал, это их фотография и их выбор, но случайная рекомендация от профессионала обычно ценится.

3) Смотрим на экран
Фотографирование без оглядки на результат это нормально, если в кадре один или два человека, но при работе с большой группой это может быть как удача так и ошибка, и вы можете пропустить тот единственный кадр где у всех глаза открыты. Зачастую я думал "Хей, это же цифра. Я делаю кучу кадров и один уж точно будет идеальным!" После несколькольких сессиий пересадки глаза в фотошопе с одной фотографии на другую, я изменил свой подход к такой фотографии. Вы можете избежать неприятностей со слабой улыбкой, но если кто-то похож на сонную тетерю в единственном семейном портрете за десять лет... клиент, возможно будет не слишком счастлив получить такую фотографию. С опытом вы научитесь быстро просматривать все глаза разом.

4) Пробуйте и будте весёлым чтобы получить в ответ подлинные улыбки



Несколько хороших шуток, смогут помочь разрядить обстановку. Обычная шутка фотографа "Ок, а сейчас мне нужно попасть в фокус." Или попросить каждого изобразить "гламурную" позу. Другие варианты добиться улыбок, попросить их сделать то, что они обычно бы не сделали. К примеру попрыгать, бегать, составлять людские пирамиды или вообще всё что приходит в голову.

5) Попробуйте размыть фон



Выбираем максимально открытую диафрагму, но не забываем следить за тем, чтобы все были в фокусе. Диафрагма 2.8 может сделать деревья и кустарники на фоне замечательно размытыми и не мешающими в кадре, но это также может сделать дядюшку Боба стоящим на краю кадра. слегка выпавшим из фокуса. Зачастую это бывает большой проблемой при фотографировании групп людей, стоящих на разных плоскостях фокусировки. Есть простое решение этой проблемы, можно сделать несколько кадров с разными диафрагмами и бысренько посмотреть на экране, попали ли все в фокус. Выбираем нужное и продолжаем. Если вы действительно серьезно относитесь к этому, я даже услышал о фотографах, располагающих чашки продольно на столе для пикника, чтобы оценить расстояния выпадания из фокуса. Хм... для меня это кажется чрезвычайно сложным занятием, так что не забываем о дядюшке Бобе!

Что не стоит делать при съёмке семейного портрета

1) Не забываем проверять ВСЕ основные настройки камеры перед тем как начать работать.
ISO (минимальные значения насколько это возможно), тип изображения (RAW!), компенсация экспозиции, замер и т.д. Это было бы грустно, если в конце замечательной фотосессии вы поймёте что настройки камеры стояли на минимальном качестве. Естественно настройки меняются за время съёмки, в помещении, вне помещения, в зависимости от света. Просто не забываем об этом.

2) Не позволяйте наклонять головы
Это нормально для ежедневных барбекю у друзей, но не для платного фотографа. Модели зачастую думаю что если они наклоняют головы, они лучше впишутся в кадр, но ведь мы знаем что это совсем не так. Следите за этим.

3) Не кажитесь неуверенными


Никогда не говорите слов "Это не сработает." Перефразируйте в что-то более позитивное, "Замечательно, давайте попробуем ещё несколько вариантов." Чем больше вы им говорите о том что снимки получаются хорошими, тем лучше снимки вы получите в итоге. Можно использовать клише модельных фотографов, "Отлично," "Вы прекрасны," "Отличный кадр." Чем больше позитива от вас, тем больше позитива от людей с которыми вы работаете.

4/5) Эти два совета кажутся взаимоисключающими. поэтому я раместил их вместе. 4) Не позволяйте маме руководить процессом. 5) Не бойтесь если мама, папа или дети начнут излагать свои идеи и позировать.
Самый простой способ разрушить семейный портрет - это дать волю 8 летнему ребёнку, который будет носится туда сюда. К сожелению зачастую нет возможности контролировать это создание, так что остаётся в таких случаях надеятся на маму, которая сможет усмирить ребёнка на время съёмок. Так что запомним - не бегать, не прыгать, никакой грязи, и ещё много много всего пока не будет законченны снимки. После того как закончим с традиционной частью снимков, стоит дать волю детям и позволить им быть детьми, тоесть делать всё то что они делают обычно.


Семейные — это страницы нашей памяти! Каждый момент в жизни влюбленной пары незабываем: встреча, знакомство с родителями, праздники и торжества, долгожданная помолвка, регистрация брака, свадебный вояж, беременность и рождение первенца, годовщины свадьбы, но важно запечатлеть его не только в сердце и памяти, но с помощью фотографии . Даже если вы не профессионал, не стоит оставлять своих деток и внуков без возможности увидеть историю вашей семьи. Ведь фотографии передают эмоции, несут положительную энергию, «ловят» столь приятный и дорогой сердцу момент, глядя на них люди вспоминают эмоции, которые ощущали в этот момент, и на душе становятся теплей, да и есть чем похвастаться перед друзьями, родственниками и вашими потомками.

Как правило, все фотографии одной семьи храниться в семейном альбоме. В этой статье даны советы, как сделать яркий интересный «источник семейной истории».

Оформление альбома

Источник семейной истории должен выглядеть оригинально. Если вы творческая семья, то займитесь художественным оформлением альбома, не забудьте подписать каждую фотографию.

«Начало вашей семьи»

Важно зафиксировать семейную историю с самого начала, с момента знакомства молодой пары. Только так вы без труда, а главное, достоверно и иллюстрировано, ответите на вопрос вашего малыша: «А как и где вы с мамой познакомились?». Ну и, конечно, таким образом, вы зафиксируете «точку отсчета», начало вашей истории любви и запомните первоначальный внешний вид вашего партнера, к которому у вас на начальном этапе возникли чувства, будете вспоминать, как и за какие качества и черты характера вы его полюбили, каким он был раньше. Если вы не использовали такую возможность до создания семьи - решить данный вопрос можно с помощью фотосессии «История любви», которую вы можете организовать самостоятельно или воспользоваться услугами профессионального фотографа.

Подойдите к ее организации с чувством юмора, чтобы быть оригинальными, покажите больше эмоций и фантазии. А если есть желание и возможность, то создайте фотопрезентацию или видеоклип, который впоследствии продемонстрируете на вашем первом семейном торжестве.




«Зарождение семьи - помолвка»

Предложение руки и сердца является волшебным моментом для каждой влюбленной пары. Зафиксировать эмоции счастливой новоявленной невесты и ее кавалера призвана фотография, которая будет украшать в дальнейшем , напоминая вам о былых временах.

«Сочетание двух влюбленных сердец»

Свадебные фотографии должны сочетать несколько качеств - шик, оригинальность, сумасшествие. Используйте аксессуары, объемные буквы-надписи, позируйте непринужденно, можете «валять дурака», так ваша свадебная фотосессия приобретет оттенок оригинальности. Обязательно сделайте фотографию двух поколений - детей и тещи (свекрови), свекра (тестя) и молодой пары, желательно повторить именно ту постановочную фотографию, которая была на свадьбе у ваших родителей, совпадать может не только ваша поза, но и место съёмки снимка из прошлого..

Свадебное путешествие

Независимо от финансовых возможностей молодожены стараются выехать в первый семейный вояж. Этот момент запечатлеть следует с помощью фотографий. Не забудьте свадебное обмундирование, ведь фото на закате , на берегу моря в брачном наряде, это просто волшебное дополнение к вашему свадебному альбому. Даже если нет денег на профессионального фотографа, просите снимать туристов на обычный фотоаппарат.



«В ожидании малыша»

Молодая супруга наконец узнает о том, что на свет скоро появиться наследник. Важно запечатлеть каждый период беременности, и изменения, которые происходят во внешности будущей мамочки. Последние кадры делаются уже перед торжественным событием - появлением на свет малыша. Используйте при постановке фотографий яркие аксессуары, игрушки, будущий папа тоже должен участвовать в этом мероприятии. Не бойтесь показать «животик - домик малыша», как только он подрастет, вы с гордостью вместе с ним будете смотреть на эти фотографии. При рождении ребенка не забудьте сделать первую фотографию пусть даже на телефон.

«Малыш знакомится с папой и родными»

Выписка из роддома должна быть яркой и незабываемой, фотографировать и снимать на этом этапе необходимо родственников и молодых родителей. Обязательно оформите детскую комнату, где счастливая мама будет позировать возле кроватки. Изготовьте или купите табличку с именем малыша, это прекрасный аксессуар для фотосессии.

«Первый день рождения»

Главный герой фотоснимков - ваш годовалый малыш, а аксессуар большой и вкусный торт, и, конечно же, множество подарков. Если на празднике будут сверстники, пусть также станут участниками фотосессии, фотографии с участием детей всегда прекрасны, они непринужденные, эмоциональные по-детски наивные.

В жизни семьи бесконечное количество моментов, нуждаются в запечатлении, не только в памяти, но и с помощью фотографий. Семейный фотограф станет вашим взглядом в прошлое. Любите друг друга, фотографируйте, и будьте счастливы, цените каждое мгновение с близкими вам людьми.

На первый взгляд может показаться, что семейная фотография – это один из лёгких разделов в фотоискусстве. На практике вы поймёте, что это не совсем так. Каких усилий стоит только уловить взгляд всех членов семьи в объективе, особенно если в фотосессии участвуют маленькие дети. Необходимо правильно всех разместить, создать уютную и комфортную атмосферу. Любому фотографу очень пригодится знание навыков психологической разгрузки, чтобы максимально быстро суметь раскрепостить каждого из членов семьи. Скованность модели очень заметна в кадре.

Подготовка.

Перед началом фотосессии необходима тщательная подготовка. Определитесь с местом съёмки. Для семейной фотографии не так важен фон, главное – показать эмоции и чувства всех участников фотосессии. Продемонстрируйте единение и прочность семейных отношений, покажите историю.

Уделите особое внимание одежде участников фотосессии. Лучше, если она будет одного стиля, или в одной цветовой гамме. Конечно, можно сделать костюмированную фотосессию. Это всегда выглядит эффектно. Но удобнее будет в простой, комфортной одежде, чтобы она не сковывала движения. Ведь семейная фотография – довольно длительный процесс, поэтому важно чувствовать себя раскованно. Можно брать с собой несколько вариантов одежды и менять её по мере необходимости, в зависимости от смены декораций.

Места для фотосъёмок.

Семейные фотографии можно сделать в домашней обстановке. Например, это может быть белоснежная постель, на которой разместилась вся семья, или активная игра подушками. Детские игрушки тоже пригодятся для домашней фотосессии. Также в кадре можно поместить и домашних любимцев: кошек, хомячков, собак, кроликов, попугаев или аквариум с рыбками.

Живыми и забавными получаются семейные фотографии на открытом воздухе. Устройте активную фотосессию. Это могут быть подвижные игры, прыжки на батуте, соревнования, бег, езда на велосипедах или игры с мячом. В таких семейных фотографиях можно продемонстрировать тягу к спорту и активному образу жизни.


В любое время года можно сделать замечательные семейные фотографии. Зимой – это могут быть игры в снежки или совместная лепка снеговика. Красивые снимки получаются в осеннюю пору, если всем членам семьи расположиться на тёплом уютном пледе, на котором можно поставить термос и чашечки с чаем. Самые насыщенные и яркие фотографии получатся в летнее время. Хорошо, если есть доступ к побережью. Можно сделать семейные фотографии в воде или на берегу. Воспользуйтесь временем захода солнца. Вся семья, взявшись за руки, идут на фоне заката. Выглядит очень завораживающе.

Декор и аксессуары.

Для семейной фотографии можно использовать разнообразные аксессуары. Это могут быть различные надписи, например, со словами: «любовь», «семья», «love is..», «family» и многое другое. Каждый из членов семьи может держать карточку с одной буквой, а вся семья составит целое слово.

Применяйте в кадре рамки разных размеров. Можно окрасить их в разные цвета и задекорировть. Попробуйте расположить всю семью в одной большой фоторамке или каждого члена семьи отдельно.

Эмоциональность.

Самое основное в семейной фотографии – это показать тёплые и искренние чувства всех членов семьи. Пусть это будут поцелуи, объятия, прикосновения или нежные взгляды. С самого начала фотосессии фотографу просто необходимо найти общий язык с детьми. Семейная фотография не будет выглядеть потрясающе, если у ребенка неестественная натянутая улыбка. Дети не умеют притворяться. Но, если суметь расположить их к себе, то в ответ вы получите много настоящих эмоций: смех, радость, удивление. Довольно хорошо, если вы познакомитесь со всеми участниками семейной фотографии заранее. Многие маленькие дети не идут на контакт с незнакомыми людьми. Узнав друг друга, вам будет проще провести фотосессию, и вы получите массу ярких и положительных эмоций.

Амбассадор Nikon Ляля Гарбуз выбрала для профессиональной и творческой реализации тему семейной фотографии. И к этому вопросу она подходит очень основательно. Семейной фотографии посвящен и ее диплом, который Ляля защитила на журфаке МГУ. По мотивам этой работы представляем вашему вниманию познавательную экскурсию в историю появления и развития жанра.

Для дипломной работы мне пришлось докопаться до самого начала фотографии как таковой. Я нырнула в историю с головой, словно Алиса в кроличью нору. Сегодня семейная фотография – это не только домашний архив конкретной семьи, она активно используется в фотожурналистике в качестве инструмента для достижения сильнейшего воздействия на зрителя и отражает социальные проблемы общества. А когда-то желание запечатлеть портрет человека и его семьи было одной из первых функций фотографии.

Мне посчастливилось изучить массу бесценной для фотографа литературы: книги Джульет Хэкинг, Владимира Левашова, Александра Лапина, Сьюзен Сонтаг, Ролана Барта, Вальтера Беньямина. Наибольшую помощь оказали альбомы Анни Лейбовиц, Салли Манн, Стэнли Третика, Павла Кривцова, коллекция королевских и императорских фотографий на сайте Royal Collection Trust , фотографии World Press Photo и International Photography Awards.

Семейная фотография, в отличие от живописи, это наиболее простой и легкий способ удовлетворить естественное желание человека – увековечить память о себе и своих близких. Продолжая традиции живописных портретов и позаимствовав у художников основы композиции, изобразительный стиль и варианты позирования, фотография имела главную отличительную особенность, в которой выразились ее историческая и документальная функции – реалистичность. По сути она была документом, доказательством жизни того или иного человека, дающим самое точное представление о том, как он выглядел.

На стиль и развитие семейной фотографии долгие годы оказывали влияние живопись, у которой она многое позаимствовала, а также проблема длительной экспозиции. Все первые семейные портреты были постановочными. Причем портреты детей, особенно маленьких, вообще были редкостью. Чаще всего лица и фигуры детей получались смазанными, особенно на групповых портретах, как например, на фотографиях Вильяма Эдварда Килбурна, первого фотографа, которому была оказана честь называться Фотографом Ее Величества и Его Королевского Высочества Принца Альберта.

Королева Виктория со своими детьми. Фотограф Вильям Эдвард Килбурн, 1852 г.

Иногда детей фотографировали спящими, поскольку в этот момент они были неподвижны. Но с появлением посмертной фотографии, когда усопшим придавали естественные позы спящих, появилось негласное правило, переродившееся в примету - чтобы зрители не приняли случайно живого человека за мертвого, спящих людей фотографировать нельзя.

Фотографы Альберт С. Саутворт и Джосайя Джонсон Хоус. Мать и дитя, 1844-1850.

Фотографы Альберт С. Саутворт и Джосайя Джонсон Хоус. Посмертная фотография, 1850.


Посмертная фотография, 1895.


Посмертная фотография, 1900.

Другой уловкой при фотографировании маленьких детей был метод, получивший название «скрытая мать». Женщину прятали под тканями, так что она выполняла роль кресла или фона, на колени сажали ребенка, которого мать должна была успокаивать и удерживать в неподвижном положении.


Рассматривая семейные фотографии Королевы Виктории и российских императорских семей, можно выделить одну отличительную
деталь. Практически
на всех фотографиях, сделанных на
продажу, Королева Виктория
не смотрит прямо в камеру, а смотрит вдаль – в будущее своей страны. Это заметно на одном из первых семейных снимков королевы, дошедших до нас,
работы Генри Коллена, первого
профессионального калотиписта. Тем
интереснее кадры Роджера Фентона, известного военного фотографа, прославившегося благодаря серии снимков о Крымской войне – которые не предназначались для публичного показа и на которых Королева запечатлена в неформальном, домашнем стиле, в простой клетчатой шали и смотрит она прямо в камеру.


Королева Виктория и принцесса Виктория. Фотограф Генри Коллен, 1844 год.


Королева Виктория со своими детьми. Фотограф Роджер Фентон, 1854 год.

В 1854 году, во Франции, Андре Адольф-Эжен Диздери запатентовал первую фотокамеру с четырьмя объективами, позволяющую одновременно получать до 8 небольших фотографий (визитных карточек – carte de visite) на одной крупной пластине. Процесс съемки и печати стал гораздо быстрее, проще и дешевле. Широкое распространение этот метод получил в 1859 году, когда Диздери выставил на показ фотографию Наполеона III с императрицей Евгенией и их сыном Александром-Луи-Эженом, что в несколько раз повысило спрос на услуги фотографа.


Наполеон III с семьей. Фотограф Диздери, 1859 год.

Еще одна мастерская прославилась снимком The Prince Imperial on Pony Beneath a Window авторства Пьера-Луи Пирсона. Сегодня фрагменты, которые должны были быть обрезаны на снимке – слуга, держащий поводья, император с собакой, установленный фон - представляют не меньший интерес, чем сам маленький принц.

Принц Империи верхом на пони. Фотограф Пьер-Луи Пирсон, 1859 год.

Королева Виктория с внучкой Александрой Федоровной, Николаем II и правнучкой. Фотограф Роберт Милн, Белморал, 1896 год.

Королева Виктория была большой поклонницей нового искусства – фотографии. Благодаря ее финансовой поддержке и введению моды на коллекционирование carte de visite, фотография получила стремительное развитие и бешенную популярность среди знати, а впоследствии и среди обычных людей. Королевская традиция посещения фотосалонов очень скоро стала всеобщей семейной традицией. Для таких фотосессий наряжались, делали прически и макияж, а фотографиями дорожили и хранили в альбомах. Большинство таких кадров не несут художественной ценности. В настоящее время часть из них используется для антропологических, социальных и исторических исследований. Некоторые члены королевских семей любили не только фотографироваться, но и фотографировать. До нас дошли снимки авторства Принца Альфреда (сына Королевы Виктории и Принца Альберта), Императора Николая II, его супруги Императрицы Александры.

Актерская семья Терри. Фотограф Льюис Кэрролл, 1865 год.

Первым фотографом, привнесшим непринужденность и естественность в постановочную фотографию, был знаменитый писатель Льюис Кэрролл. По мере сокращения времени экспозиции появляются более разнообразные сюжеты, жанровые сценки, рассказывающие о повседневной жизни членов королевской семьи, как на фотографиях Мэри Стин.

Королева Виктория с внуками за обеденным столом. Фотограф Мэри Стин, 1895 год.

В России наиболее известными и уважаемыми были фотографы императорского величества: Сергей Львович Левицкий, Карл Иванович Бергамаско, Карл Карлович Булла, Фёдор Генрихович Боассон, Карл Андреевич Ягельский – владелец фотоателье CE von Hahn & Co. Их фотографии жизни российских императорских семей представляют историческую, культурную и художественную ценность. Эти снимки и фотографии зарубежных королевских семей являлись и являются эталонами копирования коммерческими фотографами, специализирующимися на семейной и портретной фотографии.


Фотограф Сергей Левицкий, 1873.


Фотограф Сергей Левицкий, 1878.


Фотограф Карл Бергамаско, 1876-1877.


Фотограф Карл Булла, 1908.


Фотограф Федор Боассон, 1913.


Фотограф Федор Боассон, 1910.


Фотограф Карл Ягельский, 1909.

В 1900 году Истмен Кодак выпускает дешевую и простую в использовании камеру Brownie, благодаря которой появилась любительская фотография. И самое широкое применение она нашла именно в семейной съемке. Любительские фотографии, в отличие от профессиональных студийных портретов, содержали больше исторической и социальной информации, являясь своеобразными зарисовками семейной жизни.

В начале XX века вводится понятие документальная фотография, под которой прежде всего понимается социальная фотография, посвященная проблемам и изменениям, происходящим в обществе. Эти проблемы и изменения показываются через человека и его окружение. В 1925 году в продажу поступает знаменитая камера Leica – маленькая и легкая, позволяющая делать снимки с короткой выдержкой при естественном освещении – она открыла новые возможности и оказала огромное влияние на развитие фотожурналистики.

В Советском Союзе фотографию использовали главным образом в системе пропаганды, целью которой было достижение социальной гармонии, воспитание людей в соответствии с новыми ценностями, стимулирование к труду. Поэтому в функции фотожурналистики 30-х годов не входило освещение социальных проблем общества. Наиболее ярким примером документально-пропагандистской фотографии того времени, главными героями которой являются члены большой советской семьи, служит серия «24 часа из жизни Филипповых», снятая за 5 дней репортерами Аркадием Шайхетом, Максом Альпертом и Соломоном Тулесом и опубликованная в 1931 году в зарубежной и советской прессе. Вот эти кадры:




Зарубежная документальная фотография в послевоенные годы тоже чаще была позитивна, чем негативна. Общество было измотано войной и ужасами, ее сопровождавшими. Фотография обращает внимание на общечеловеческие ценности, вводится понятие гуманистической фотографии, стремящейся к межчеловеческому пониманию. Эпическая фотовыставка гуманистической фотографии, организованная в 1955 году в Нью-Йорке Эдвардом Стайхеном - The Family of Man, также известна под названием «Род человеческий» -
представила на суд зрителя коллекцию из 503 фотографий, в том числе и семейных, в которую вошли работы Юджина Смита «Прогулка по райскому саду», на которой изображены его собственные дети, и Эллиотта Эрвитта «Мать и дитя», фотография его жены и ребенка, а также фотографии Льюиса Кэрролла, Джулии Маргарет Камерон и других фотографов того времени.


Прогулка по райскому саду. Фотограф Юджин Смит, 1946 год.


Мать и дитя. Фотограф Эллиотт Эрвитт, 1953 год.

Во все времена семейные фотографии политических деятелей, королевских и императорских семей и знаменитостей, показывающие образцовую личную жизнь, с одной стороны создавали положительный образ правителей и звезд, с другой – формировали в обществе систему традиционных семейных ценностей, с третьей – являлись образцами для подражания со стороны коммерческих фотографов.

Интересен архив фотографий американского фотожурналиста Стэнли Третика, несколько лет снимавшего семью президента США Джона Ф. Кеннеди. В альбоме «Capturing Camelot» официальные фотографии президента сменяются неформальными. И эти семейные снимки характеризуют и полнее раскрывают личность самого Кеннеди. Другим известным фотографом, снимавшим семью Кеннеди в 1960-м году, был Альфред Эйзенштадт.

Фотограф Альфред Эйзенштадт, 1960 год:

Фотографии из альбома «Capturing Camelot», фотограф Стэнли Третик, 1963 год:

Семейные фотографии известных актеров Сержа Генсбура и Джейн Биркин, снятые фотографом Клодом Азуле, выглядят очень естественно, словно приоткрывают дверь в их частную жизнь:

С изменениями, происходящими в обществе, меняется и фотография. Она становится более откровенной, интимной, как фотография с обложки журнала Vanity Fair 1991 года, на которой Анни Лейбовиц запечатлела обнаженную Деми Мур на девятом месяце беременности.

В настоящее время, когда техника практически не ограничивает фотографа в творчестве, мы наблюдаем огромное разнообразие проектов и альбомов, посвященных теме семьи. Одной из самых скандальных в истории семейной фотографии стало исследование периода взросления собственных детей, фиксируемое их матерями.



Фотограф Салли Манн, 1992 год.

Например, альбом американской фотохудожницы Салли Манн «Ближайшие родственники» («Immediate Family», 1992), снятый в стиле пиктореализма, героями которого стали ее сын и две дочери от 7 до 13 лет, наделал много шума. Главным образом, из-за откровенных фотографий обнаженных детей. Благодаря этому альбому и скандалу, сопровождавшему его выход, Салли получила фотографическое признание.

Стоит упомянуть альбом «A Photographer’s Life 1990-2005» известного американского фотографа Анни Лейбовиц, который собрал лучшие фотографии за 15 лет ее творческой жизни. Семейные снимки соседствуют в нем с фотожурналистикой: рекламными, репортажными, снимками знаменитостей и политиков. Этот альбом показывает, насколько разнообразной может быть семейная фотография. В работах Анни подробно отражена жизнь ее семьи: рождение детей, фрагменты их детства, празднование юбилея ее матери, поездки к морю, отношения ее родителей, их болезнь и смерть. В них просматривается бережное и уважительное отношение к жизни своей семьи.



Снимки из альбома «A Photographer’s Life, 1990-2005». Фотограф Анни Лейбовиц, 1992 год.

Возвращаясь к теме фотосессий знаменитостей и их семей для известных глянцевых журналов, таких как Vanity Fair и Vogue, невозможно не упомянуть фотографов Тима Уолкера, Анни Лейбовиц и Джейсона Белла. Их современные постановочные фотографии сильно отличаются от постановочных портретов Викторианской эпохи разнообразием сюжетов и поз, естественностью и эмоциональностью. Тщательно продумываются цветовая гамма, образы, наряды.


Певица Мадонна с детьми. Фотограф Тим Уолкер, 2005 год.



Актриса Анжелина Джоли с приемным сыном. Фотограф Анни Лейбовиц, 2013 год.



Принц Уильям и Кэтрин Миддлтон. Фотограф Джейсон Белл, 2013 год.

Интересен цикл «Сестры Браун» американского фотографа Николаса Никсона, состоящий из ежегодных семейных портретов, прослеживает внешние и внутренние изменения, происходящие с четырьмя сестрами в течение 36 лет.



«Сестры Браун». Фотограф Николас Никсон, 1975-2011 год.

В современной российской фотографии можно отметить Владимира Вяткина и Павла Кривцова. Их работы отличаются особой душевностью, теплотой и любовью.


Фотограф Павел Кривцов.


Фотограф Владимир Вяткин.

Сравнительная доступность современной профессиональной фототехники создала огромный пласт фотолюбителей, снимающих свои семьи. Казалось бы, тема раскрыта. Тем парадоксальнее непроходящий успех фотовыставки «Семья человеческая». С 1955 года она гостила более чем в 150 музеях мира, сейчас ее постоянная экспозиция «прописана» в замке Клерво в Люксембурге. С 2002 года внесена ЮНЕСКО в список мирового наследия. Экспонаты сгруппированы по темам: рождение, любовь, труд, радость, смерть. Снимки одинаково близки всем культурам, всем людям. Как написал Карл Зандбург: «В мире есть только один мужчина, и имя ему Все Мужчины. В мире есть только одна женщина, и имя ей Все Женщины. В мире есть только один ребенок, и имя ему Все Дети».