Девиантное поведение подростков: причины, сущность, профилактика. Презентация "девиантное поведение детей" Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних презентация

Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

«Уже написаны тысячи томов, посвящённых проблемам девиантного поведения, но до сих пор не совсем ясно, что же это такое». Гилинский Я.М. Девиантное поведение – это область междисциплинарных исследований, а не предмет какой-то особой науки.

Cлайд 4

Педагогический подход. Отклонение от принятых в данной социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и культурных ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит. Медицинский подход. Отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в различных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня. Психологический подход. Отклонение от социально-психологических и нравственных норм, представленное либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе. В качестве дополнительных признаков выделяются трудности коррекции поведения и особая необходимость в индивидуальном подходе.

Cлайд 5

В общем виде, девиантным является поведение, отклоняющееся от установленных обществом норм и стандартов, будь то нормы психического здоровья, права, культуры, морали, а также поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества в конкретный период времени.

Cлайд 6

Cлайд 7

Cлайд 8

Биологический подход (Ч.Ломброзо, У.Шелдон) Психологический подход (З. Фрейд) Социологический подход (Э. Дюркгейм, Р.Мертон, Т.Парсонс)

Cлайд 9

Биологический подход (Ч.Ломброзо, У.Шелдон) Психологический подход (З. Фрейд) Социологический подход (Э. Дюркгейм, Р.Мертон, Т.Парсонс) Социально-личностный подход (С.А. Белокобыльская, В.П. Емельянов, Я.Л. Коломский, А.А.Реан, С.А. Тарарухин и др.)

Cлайд 10

нарушения в становлении, формировании и развитии личности; в деятельностной линии онтогенеза; влияние социокультурных особенностей; влияние образа жизни семьи и семейных отношений - детско-родительских, детско-детских, родительских; характерологических и личностных изменений, обусловленных взаимодействием с окружением; выраженное протекание подросткового кризиса; членство в неформальных объединениях асоциальной направленности, наличие в подростковых группах антисоциальных норм; влияние средств массовой информации, низкопробной кинопродукции (особенно западных боевиков), пропаганды сексуальной распущенности; влияние мира компьютерных игр; размывание понятия благородства, распад соседства как освобождение от неформального социального контроля по месту жительства.

Cлайд 11

причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами; причины социального и психологического характера; причины, связанные с возрастными кризисами.

Cлайд 12

И.С. Кон А.А. Александров В.Д.Менделевич Ю.А.Клейберг В.Н.Кудрявцев Е.В.Змановская

Cлайд 13

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ АНТИСОЦИАЛЬНОЕ АСОЦИАЛЬНОЕ АУТОДЕСТРУКТИВНОЕ противоречащее правовым нормам уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм отклоняющееся от медицинской и психологической нормы

Cлайд 14

Cлайд 15

уход из дома, бродяжничество лживость агрессивное поведение граффити субкультуральные девиации

Cлайд 16

Cлайд 17

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ преодоление, коррекция, реабилитация ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИВЕНЦИЯ предупреждение, психопрофилактика

Cлайд 18

Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определённое явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Первичная профилактика может широко проводиться среди подростков. Задача вторичной профилактики – раннее выявление и реабилитация нервно-психических нарушений и работа с «группой риска», например, подростками, имеющих выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без проявления такового в настоящее время. Третичная профилактика решает специальные задачи, как лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения. Третичная профилактика также может быть направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением.
  • Понятия «девиантное» и «отклоняющееся» поведение являются синонимами (лат. deviatio - отклонение).
  • Отклоняющееся поведение - система поступков или отдельные поступки, противоречащих принятым в обществе правовым или нравственным нормам.

Основные причины отклоняющегося поведения

В ходе изучения детско-родительских отношений выявляются следующие причины отклоняющегося поведения:

  • нежеланный, нелюбимый ребенок;
  • сходство с нелюбимым родственником, бывшим супругом;
  • нарушение в поведении ребенка, гиперактивность, конфликтность, упрямство;
  • недостаток знаний в области воспитания, возрастной психологии;
  • супружеские конфликты, финансовые трудности или другие причины, приводящие к нервным срывам;
  • нарушение традиционных схем поведения (подростковая беременность, этические нарушения и т.д.);
  • психологические, характерологические особенности учащегося (например, акцентуация характера по неустойчивому типу с первого класса - у такого ученика нет желания учиться, или агрессивность у эпилептиодного типа, безудержанность в поведении у гипертима и т.д.) А такие особенности как: замкнутость, стеснительность, упрямство, напористость, эгоцентризм могут перерасти в девиантное поведение.

Девиантные дети - это дети, которым трудно, они нуждаются в помощи, внимании.


Важнейшими причинами отклонений в психосоциальном развитии ребенка могут быть неблагополучие семьи, определённые стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию отклоняющегося поведения учащихся, а именно:

дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, когда не выработаны единый подход, общие требования к ребенку;

конфликтный стиль воспитательных влияний, часто доминирующий в неполных семьях, в ситуациях развода, длительного раздельного проживания детей и родителей;

асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье, для нее характерны систематическое употребление алкоголя, наркотиков, проявление немотивированной «семейной жестокости» и насилия.


Если у ребёнка девиантное поведение (памятка для родителей)

Любите и принимайте ребенка таким, каков он есть - он уникален.

Контролируйте свое поведение, устраните агрессивное поведение близких - ребенок подражает тому, кто рядом с ним.

Предъявляйте посильные требования - учитывайте не свои желания и эмоции, а его возможности.

Направляйте интересы ребенка, включайте его в совместную деятельность, учите быть его самостоятельным - он не будет искать разрядки и найдет себе занятие.

Расширяйте кругозор ребенка- с ним будет интересно другим. Игнорируйте легкое проявление агрессии, не фиксируйте внимание окружающих - ребенок перестанет привлекать внимание таким образом.

Установите строгий запрет на действия, причиняющие вред другим - ваша последовательность облегчит усвоение и других правил поведения.

Играйте с ребенком, включая агрессивные действия в сюжет игры - ребенку нужна разрядка

Уделяйте ему внимание - ребенок не станет привлекать ваше внимание неприемлемым способом.


Пять качеств родителя, необходимые в общении с ребенком:

Терпение. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителя.

Умение объяснять . Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте кратким.

Неторопливость. Не спешите наказывать ребенка, разберитесь в причинах поступка.

Щедрость. Похвалите ребенка за хорошее поведение, пробуждайте желание еще раз услышать вашу похвалу.

Оптимизм . Воспитывайте уверенность в ребенке, поддерживайте в неудачах - он будет чувствовать себя личностью.


Заключение

Девиантное поведение предстаёт как нормальная реакция на ненормальные для ребенка или группы подростков условия, в которых они оказались, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.

Ребёнку надо помочь!

Слайд 2

Слайд 3

Девиантное поведение

Девиантное поведение (асоциальное поведение) - определяется как отклоняющееся поведение, то есть как отдельные поступки или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам.

Слайд 4

Предпосылки асоциального поведения

  • Слайд 5

    Предпосылки асоциального поведения могут проявляться в школьном возрасте

    • Безнадзорность учащихся
    • Азартные игры
    • Сквернословие
    • Курение, алкогольная зависимость
    • Отклонения в сексуальном развитии ребенка
    • Неврозы
  • Слайд 6

    Признаки Синдрома дефицита внимания и гиперактивности (сдвг)

    • ребенок плаксив и раздражителен
    • непоседлив
    • часто ссорится с другими детьми
    • капризничает за столом
    • долго не засыпает
    • не может одеваться самостоятельно
    • не может слушать других, постоянно перебивает
    • не доводит начатое до конца
    • характерны перепады настроения, вспышки гнева
    • принимает поспешные решения
    • возникают проблемы с успеваемостью
    • проявление эгоизма
    • проблемы с милицией
    • психология наплевательства
    • сквернословит
    • выкрикивает с места на уроках
    • низкая стрессоустойчивость: «Из мухи делает слона», это про них
    • выполнение домашних заданий для ребенка и его родителей ― это многочасовая пытка
    • бывает и так, что дети ведут себя спокойно и производят впечатление вялых, апатичных
    • они плохо успевают, необщительны
  • Слайд 7

    Дети «группы риска»

    Категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних

    Слайд 8

    Основными причинами являются следующие обстоятельства жизни таких детей

    • пьянство одного и обоих родителей, их асоциальное поведение (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция);
    • устройство на квартире родителей притонов для криминальных и асоциальных элементов,
    • сексуальное развращение родителями собственных детей, торговли ими;
    • отбывание одним из родителей срока тюремного заключения, лечение одного из родителей;
    • алкоголизм, психические заболевания одного или обоих родителей и т.д.
  • Слайд 9

    Под понятием дети «группы риска» следует подразумевать следующие категории детей

    • дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;
    • дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;
    • дети из асоциальных семей;
    • дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;
    • дети с проявлением социальной и психолого-педагогической дезадаптации
  • Слайд 10

    Профилактика девиантного поведения

  • Слайд 11

    Профилактика

    Профилактика - это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении человека.

    Слайд 12

    Под профилактикой подразумеваются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на:

    1. Предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска;
    2. Сохранение, поддержание и защита нормального уровня жизни и здоровья людей;
    3. Содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов.
  • Слайд 13

    Основные цели профилактики

    • Формирование желания вести здоровый образ жизни и сокращение доли детей и молодежи, охваченной асоциальными проявлениями;
    • Формирование мотивации на эффективное социально-психологическое и физическое развитие;
    • Формирование мотивации на социально-поддерживающее поведение. Создание мощных сетей социальной поддержки(семья, друзья, досуговые центры и т д).
    • Формирование навыков справляться со стрессами;
    • Развитие факторов здорового и социально-эффективного поведения, личностно-средовых ресурсов и поведенческих стратегий у всех категорий населения
    • Изменение дезадаптивных форм поведения на адаптивные
  • Слайд 14

    Информационный подход

    • Основывается на том, что отклонения в поведении подростков от социальных норм происходят потому, что несовершеннолетние их просто не знают.
    • А следовательно, основным направлением работы должно стать информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм.
  • Слайд 15

    Социально-профилактический подход

    • В качестве основной цели рассматривает выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода негативные явления.
    • Сущностью этого подхода является система социально-экономических, общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством, обществом, конкретным социально-педагогическим учреждением, социальным педагогом для устранения или минимизации причин девиантного поведения.
  • Слайд 16

    • Меры общей профилактики и меры специальной профилактики.
    • Меры общей профилактики должны обеспечивать вовлечение всех учащихся в жизнь школы и предупреждать их неуспеваемость.
    • Меры специальной профилактики должны обеспечивать возможность выявления всех учащихся, нуждающихся в особом педагогическом внимании, и проведение с ними работы на индивидуальном уровне
  • Слайд 17

    Профилактика

    Система профилактики девиантного поведения учащихся в образовательном учреждении включает в себя в качестве первоочередных следующие меры:

    • создание комплексных групп специалистов, обеспечивающих социальную защиту детей (социальные педагоги, психологи, медики и др.);
    • создание воспитывающей среды, позволяющей гармонизировать отношение детей со своим ближайшим окружением в семье, по месту жительства, работы, учебы;
    • создание групп поддержки из специалистов различного профиля, обучающих родителей решению проблем, связанных с детьми;
    • организацию детского досуга. Большую роль в организации досуга детей и подростков на сегодняшний день могут сыграть учреждения дополнительного образования. Профилактика девиаций через включение ребенка в деятельность ДО подкрепляется возможностью создания ситуаций самореализации, самовыражения и самоутверждения для каждого конкретного ребенка.
    • информационно-просветительскую работу.
  • Слайд 18

    Посмотреть все слайды

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Организация профилактики асоциального поведения детей в образовательной организации

    Механизм первичной профилактики асоциальных проявлений детей - система воспитательной работы (ВС) образовательного учреждения Основной принцип организации профилактики асоциального поведения детей в ОУ - приоритет воспитания и защиты прав и интересов детей перед вынужденными мерами их перевоспитания

    Критерии факта Наличие воспитательных центров или комплексов Наличие единого воспитательного коллектива и чувства общности Педагогически целесообразная организация среды школы Упорядоченность жизнедеятельности коллектива ОУ Наличие действенного самоуправления Наличие в школе своей субкультуры (ритуалов, историй и пр.) Оценка эффективности воспитательной системы Наличие модели ВС

    Критерии качества Удовлетворённость запроса учащихся на внеурочные формы развития Опыт творческой активности в реализации своих способностей Степень удовлетворённости учащихся, родителей и педагогов ОУ и отношениями в нём Динамика детских правонарушений В ОУ Положительная динамика развития каждого воспитанника Удовлетворённость выпускников своей социализацией (отсроченный результат) Оценка эффективности воспитательной системы Опыт гуманистического взаимодействия

    Алгоритм организации системной профилактики асоциальных проявлений в образовательном учреждении Прогнозирование предполагаемых результатов системной профилактической деятельности в конкретном ОУ; Анализ существующих результатов профилактической деятельности в конкретном ОУ; Выявление проблем профилактики асоциальных проявлений, характерных для конкретного ОУ; Определение целей и задач системной профилактической деятельности в конкретном ОУ; Разработка системы мероприятий, обеспечивающих эффективную организацию профилактической деятельности в конкретном ОУ; Осуществление системной профилактики асоциальных проявлений в конкретном ОУ; Оценка динамики результативности системной профилактики асоциальных проявлений в конкретном ОУ.

    Нормативно- правовая информированность и её применение на практике Программно- методическая обеспеченность профилактической деятельности Технологичность владение всеми субъектами воспитания профилактическими технологиями и техниками Что лежит в основе содержания профилактики?

    Формы психопрофилактической работы Организация социальной среды. Информирование Активное социальное обучение социально-важным навыкам, Организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Организация здорового образа жизни. Активизация личностных ресурсов. Минимизация негативных последствий девиантного поведения

    Общая цель первичной вторичной третичной профилактики Помощь в осознании форм собственного поведения; развитие личностных ресурсов и стратегий с целью адаптации к требованиям среды или изменения дезадаптивных форм поведения на адаптивные.

    Комплекс программ Программа формирования здорового образа жизни и жизненных навыков. Программа саморазвития личности Программа профилактики асоциального поведения с основами правовых знаний. Программа развития коммуникативных навыков. Программа коррекции агрессивности.

    Комплекс программ Программа формирования позитивных жизненных целей. Копинг-профилактика употребления психоактивных веществ. Программа повышения психолого-педагогической компетентности родителей. Программа совершенствования психолого-педагогической подготовки педагогов образовательных учреждений (улучшения взаимодействия между учителями и школьниками).


    Что должны знать
    участники образовательного процесса по
    работе с детьми девиантного поведения.
    Формы девиантного (отклоняющегося) поведения
    (основные линии нарушений)
    Факторы риска
    Причины отклонений
    Алгоритм действий по профилактике ДП
    Основные приемы психолого-педагогического воздействия
    Основные направления работы с девиантными детьми
    Основные направления работы с родителями
    Основные направления работы с педагогами
    Формы и методы психолого-педагогического воздействия
    Модели пропаганды здорового образа жизни
    Модели профилактики злоупотребления ПАВ

    Девиантное (отклоняющееся) поведение –
    это
    Устойчивое поведение личности,
    отклоняющееся от наиболее важных
    социальных правил и норм общества
    и причиняющее реальный ущерб
    обществу или самой личности.

    Формы
    девиантного
    (отклоняющегося) поведения:
    Антисоциальное поведение
    Асоциальное поведение
    Аутодеструктивное
    поведение

    Формы отклоняющегося поведения:

    1. Антисоциальное поведение –
    поведение, противоречащее правовым нормам
    и угрожающее социальному порядку и
    благополучию окружающих:
    Насилие над более младшими и слабыми
    сверстниками, животными;
    Воровство
    Мелкое хулиганство
    Вандализм;
    Порча чужого имущества;
    Торговля наркотиками.

    2. Асоциальное поведение – Уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностны

    2. Асоциальное поведение –
    Уклонение от выполнения морально-нравственных
    норм, принятых в обществе, угрожающее
    благополучию межличностных отношений:
    Побеги из дому;
    Систематические пропуски в школе;
    Агрессивное поведение;
    Ложь;
    Вымогательство.
    Беспорядочные половые связи
    Настенные надписи и рисунки
    непристойного характера
    Ненормативная лексика

    3. Аутодеструктивное поведение- Поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личност

    3. Аутодеструктивное поведениеПоведение, отклоняющееся от медицинских и
    психологических норм, угрожающее целостности и
    развитию личности:
    Курение;
    Токсикомания;
    Наркомания;
    Вскрытие вен,
    Алкоголизм,
    Суицид.

    Белая шляпа - раскрываете из ситуации только факты, в
    виде схемы событий, проявляя полную беспристрастность;
    говорите только о чувствах, обсуждаете, какие эмоции вы
    испытали при анализе ситуации;
    Черная шляпа – Попытайтесь увидеть в ситуации самое
    плохое, неприятное, составьте список негативных событий;
    Желтая шляпа – Вы анализируете и записываете только
    положительные события;
    Зеленая шляпа – Творчество. Отразите ситуацию
    творчески;
    Синяя шляпа – Сделайте выводы из ситуации, какой
    жизненный урок преподает эта ситуация.
    Сначала мы устанавливаем факты, затем исследуем
    чувства, и в итоге делаем выводы.

    Линии нарушений
    Нарушения в поведении
    Нарушения в общении
    Нарушения в обучении
    Нарушения в самосознаниии

    Факторы риска:
    Семья
    Наследственность
    Проблемы в подростковом
    возрасте
    Отсутствие прочных
    социальных связей

    Причины отклонений

    Причины отклонений
    Необразованные
    родители
    Низкий уровень
    нравственности
    семьи
    Жестокое отношение
    родителей к детям
    Неадекватное воспитание
    и низкий контакт
    родителей с детьми
    Семья
    Семейные конфликты
    Высокий уровень стресса
    Злоупотребление
    родителями
    алкоголем и наркотиками
    Очень большая семья
    Асоциальные, психически
    больные родители
    Нестабильная семья
    Отсутствие родителей

    Причины отклонений
    Поражение
    нервной системы
    в родах
    НаследственностьРождение
    от наркомана
    или алкоголика
    Конституционная
    предрасположенность
    Проблемы
    с психическим
    и физическим
    здоровьем
    Физические дефекты
    Предрасположенность
    к психическим
    заболеваниям

    Межличностный стресс, связанный с учебой

    Взаимоотношения со
    сверстниками
    Конфликтное
    отвержение со стороны
    сверстников
    Вымогательства денег,
    давление, шантаж;
    Неоднократные мучения,
    оскорбления, угрозы,
    запугивания; унижения
    Принуждение совершать
    поступки против воли
    Учителя, учеба
    Обвинение ребенка во всех
    проблемах и трудностях;
    Негативное отношение
    учителя к ребенку высокой
    степени выраженности;
    Тенденция постоянных
    придирок и приписок
    ребенку негативных
    характеристик;
    Несправедливое отношение к
    ребенку в сравнении с
    другими детьми

    Деструктивное поведение:
    плохая успеваемость;
    акты жестокости;
    употребление/злоупотребление ПАВ;
    ранний/незащищенный секс;
    проблемы с психическим здоровьем;
    суицидальные попытки;
    агрессивность
    нежелание соблюдать социальные нормы;
    проблемы эмоционального характера;
    неспособность адекватно выражать свои
    чувства;
    неспособность преодолевать стресс;
    проблемы во взаимоотношениях с людьми;
    низкая самооценка.

    Отсутствие прочных социальных связей
    (семья, школа, соседи);
    постоянное
    желание восставать против чего-
    либо;
    непризнание авторитетов;
    сильное стремление к независимости;
    отчужденность;
    ощущение собственного провала;
    чувство безнадежности;
    потеря уверенности в себе;
    неспособность устанавливать близкие
    отношения;
    подверженность влиянию со стороны
    сверстников.

    Диагностика. Алгоритм действий:

    1.
    Групповое изучение класса (сбор информации об
    отклонениях – заполнение матрицы)
    2.
    Диагностика нарушений и заполнение
    диагностической карты
    Анализ полученных данных и выявление
    отклонений.
    Определение основных направлений работы по типу
    нарушения (проблемы в обучении, поведении,
    самосознании, общении);
    Работа с детьми всех участников образовательного
    процесса
    Работа с детьми, родителями, педагогами
    Применение в работе с детьми основных приемов
    психолого-педагогического воздействия.
    Анализ динамики развития. Корректировка
    программы развития.
    3.
    4.
    5.
    6.
    7.
    8.

    1-й этап
    1. Групповое изучение класса

    заполнение матрицы)

    Групповое изучение класса
    (сбор информации об отклонениях –
    заполнение матрицы)
    Группы критериев
    МЕДИЦИНСКИЕ
    Критерии,
    определяющие
    «Группу риска»
    Имеют хронические
    заболевания внутренних
    органов
    Проблемы с органами зрения
    Часто и длительно болеют
    Состоят на учете у
    невропатолога, психиатра
    Перенесли сложные
    медицинские операции
    Перенесли стресс

    Групповое изучение класса

    (Продолжение)
    СОЦИАЛЬНЫЕ
    Вновь прибывшие
    «Отверженные» в классе
    Не определились с выбором
    профессии (выпускники)
    Имеют стойкую неуспеваемость
    УЧЕБНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ Прогуливают, пропускают уроки
    без уважительных причин
    Остались на повторный курс
    обучения
    Обучаются в 1 классе
    Обучаются в 5 классе

    Групповое изучение класса
    (сбор информации об отклонениях – заполнение матрицы)
    Продолжение
    ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ
    Имеют стойкие нарушения
    поведения (нарушение режима)

    со сверстниками
    Трудности во взаимоотношениях
    с учителями
    Трудности во взаимоотношениях
    с младшими детьми
    Повышенная тревожность
    Склонность к вредным
    привычкам (курение, алкоголь)
    Склонность к суициду
    Склонность к воровству
    Склонность к побегам
    Нарушение влечений

    2-й этап
    Диагностика нарушений
    и заполнение диагностической
    карты

    диагностическая карта

    3-й этап
    Анализ полученных данных
    и выявление отклонений.
    Применение и заполнение
    различных методик

    4-й этап
    В обучении
    Проблемы
    В поведении
    В самосознании В общении
    Направления работы

    5-й этап
    Планирование
    индивидуальной и групповой
    работы с детьми

    План работы
    с ребенком на месяц
    Ф. и. ребенка
    ________________________________________
    Месяц _______________
    Направления
    работы
    Групповая
    работа
    Ответств
    Индивидуал.
    работа
    Ответств
    Отметка о
    выполнении
    ,
    примечания

    Модели профилактики:
    Работа
    Зам. по ВР
    Родители
    Работа
    социального
    педагога
    Я - ребенок
    Работа
    психолога
    Работа
    классного
    руководителя

    6-й этап
    Реализация плана работы.

    Основные приемы психолого-педагогического воздействия

    Основные приемы психологопедагогического воздействия
    Проявления доброты, внимания и заботы;
    Просьба
    Поощрение
    Авансирование личности
    Прощение
    Проявление огорчения
    Поручительство
    Убеждение
    Внушение
    Доверие
    Вовлечение в интересную деятельность
    Моральная поддержка

    7-й этап
    Анализ динамики развития.
    Корректировка программы
    развития

    Основные направления работы с девиантными детьми

    Нарушения в обучении:
    Оказание учителямипредметниками индивидуальной
    методической помощи ребенку в
    преодолении учебных трудностей
    до уровня полного восприятия
    материала, пока ребенок не
    почувствует успех

    Основные направления работы с девиантными детьми Нарушения в поведении

    1.
    Индивидуальная работа классного руководителя с
    родителями и ребенком;
    2.
    Проведение часов общения, бесед, практикумов по
    проблемам поведения
    3.
    Создание комфортных условий ребенку в коллективе;
    4. Формирование в ребенке устойчивого позитивного
    представления о себе, уверенности в себе, волевых
    качеств посредством включение ребенка в КТД класса,
    школы с последующей положительной оценкой его
    деятельности. Использование специальных упражнений
    на повышение уверенности в себе в групповой работе
    для демонстрации положительных качеств.
    5.
    Организация групп педпомощи для всесторонней
    помощи и поддержки ребенку в профилактике нарушений

    Основные направления работы с девиантными детьми Нарушения в общении

    Основные направления работы
    с девиантными детьми
    1.
    Нарушения
    в
    общении
    Проведение классных часов по
    формированию навыков конструктивного
    общения
    2.
    Проведение бесед-практикумов по
    ФОРМИРОВАНИЮ СПОСОБНОСТИ К
    САМОРЕГУЛЯЦИИ, обучению снятия
    эмоционального напряжения и
    агрессивности
    3.
    Организация системы поощрений при
    применении навыков общения

    Нарушения в самосознании

    Основные направления работы
    с девиантными детьми
    Нарушения в самосознании
    Пропаганда ЗОЖ посредством обучения и развития
    навыков ЗОЖ;
    Формирование в ребенке устойчивого позитивного
    представления о себе через поиск таких видов
    деятельности, где бы ребенок мог почувствовать
    ситуацию успеха
    Формирование навыков ответственного поведения
    через включение в КТД, школьное самоуправление;
    Развитие трудовых навыков как важного средства
    формирования личности посредством включения в
    трудовые десанты, ОППТ, в качестве руководителя

    ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

    ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
    РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ
    ВОСПИТАНИЯ
    ОКАЗАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ,
    ИМЕЮЩИМ ТРУДНОСТИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА
    ПОСРЕДСТВОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ
    ОКАЗАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ ПО
    АДЕКВАТНОМУ ВОСПИТАНИЮ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ ЧЕРЕЗ
    ПРИГЛАШЕНИЕ НА ГРУППЫ ПЕДПОМОЩИ

    Основные направления работы с педагогами

    1.
    Проведение тренингов по овладению
    навыками саморегуляции, обучению снятия
    эмоционального напряжения
    2.

    обучению навыкам эффективного
    взаимодействия
    3.
    Организация педагогических советов по
    обсуждению линий поведения в построении
    взаимодействия с девиантными детьми.
    4. Организация системы поощрений при
    улучшении линий поведения ребенка

    Задачи образовательных учреждений в осуществлении мероприятий по
    профилактике девиантного поведения несовершеннолетних:
    пропаганда здорового образа жизни, осуществление мероприятий по
    предупреждению и профилактике наркомании и токсикомании;
    создание условий для индивидуальной медико-социальной и психологопедагогической диагностики детей с отклоняющимся поведением
    организация и обеспечение социально-психологической, педагогической
    помощи и коррекции детей и подростков с проблемами в развитии и обучении
    в целях предупреждения социальной дезадаптации и аддиктивного поведения;
    оказание психолого-педагогической помощи родителям (лицам, их
    заменяющим), имеющим затруднения в воспитании детей;
    обеспечение приоритета в реализации воспитательных и развивающих
    программ, направленных на предупреждение девиантного поведения
    несовершеннолетних;
    выявление и учет несовершеннолетних, не посещающих образовательные
    организации, принятие мер по обеспечению получения ими основного общего
    образования.

    Программа профилактики девиантного поведения включает в себя:
    работу с родителями по обеспечению нормальной обстановки в семье;
    обеспечение ребенку психологически комфортного положения в классном коллективе;
    методическую помощь в преодолении учебных трудностей;
    нахождение для учащегося компенсаторных видов деятельности, в которых он мог бы
    переживать ситуацию успеха;
    нахождение альтернативных способов проведения досуга и получения положительных
    эмоций с помощью, общения с природой и искусством;
    обучение навыкам здорового образа жизни - рационального питания, режима труда и
    отдыха, дозированных физических нагрузок, правильного дыхания, расслабления и
    сосредоточения;
    тренировку волевых качеств и выработку умения противостоять жизненным
    трудностям;
    разработку стратегии общего плана жизни и путей достижения перспективных целей,
    формирование внутреннего фокуса контроля и воспитание у молодого человека чувства
    ответственности за свою собственную судьбу перед самим собой;
    формирование навыков выхода из трудных ситуаций, веры в свои силы и возможности,
    умения принимать решения, разрешать конфликты и вести переговоры;
    формирование Я-концепции с устойчивым позитивным представлением о самом себе
    и активной жизненной позицией, помогающей преодолевать естественные жизненные
    трудности через труд и волевое усилие над самим собой.

    Профилактическая программа
    «Полезные привычки», «Полезные навыки» и «Полезный выбор»
    Авторы программы
    к. пс. н. Романова О.Л., к. пс. н. Колесова Л.С.

    Профилактические программы:
    "Программа формирования здорового жизненного стиля" Программа
    для подростков (17 занятий) Авторы Н.А.Сирота, В.М. Ялтонский.
    "Путешествие во времени" (10 занятий). Авторы Журавлева О.В.,
    Зуева С.П., Нижегородова М.Н.
    "Полезные привычки" (1-4кл.) Проект ХОУП по заказу Московского

    "Полезные навыки" (5-9кл.) Проект ХОУП по заказу Московского
    комитета образования, 1997 г.
    "Полезный выбор" (10-11кл.) Проект ХОУП по заказу Московского
    комитета образования, 2003г.
    "Программа личностно-ориентированной психоактивной профилактики"
    (11 занятий) Авторы Березин С.В., Лисецкий К.С., Березовский А.Э.
    "Программа профилактики здоупотребления наркотиками и другими
    психоактивными веществами среди детей, молодежи" (18 занятий)
    Авторы Березин С.В., Лисецкий К.С., Мотынга И.А.
    Программа «Здоровье» Касаткин